Карта сайта

САДОВАЯ-ЧЕРНОГРЯЗСКАЯ УЛИЦА

Многие думают, что имя свое улица получила по некогда покрывавшей ее непролазной грязи. Поспешим опровергнуть это заблуждение: название улицы произошло от пересекавшей ее речки Черногрязки — притока Яузы. Слева от Земляного вала здесь находились владения Басманной слободы, где жили пекари, выпекавшие особый хлеб — басман, справа располагалась Огородная слобода, снабжавшая государев двор овощами и фруктами. Особых исторических событий на улице не происходило, хотя пережила она пожар 1812 года и слышала залпы революций 1905 и 1917 годов; сражений па ней не было.

Стоящий в начале улицы дом № 1 с высокой угловой башенкой по всем признакам кажется детищем советской эпохи: в нем с 1918. года помещается Наркомат (с 1946 г.— министерство) путей сообщения СССР. Однако вглядитесь в нижние два этажа: им более двух веков.

Это остатки Запасного дворца, построенного по приказу императрицы Елизаветы в 17-50-х годах. Запасный дворец предназначался для хранения запасов продовольствия и фуража для нужд императорского двора.

В конце XIX века здание передается Институту московского дворянства «для девиц благородного звания». В 1906 году оно было надстроено и расширено (архитекторы Н. В. Никитин и А. Ф. Мейснер). В 1933 — 4934 годах дом был полностью реконструирован по проекту академика И. А. Фомина в духе конструктивизма. Угол площади подчеркнут башенкой с часами.

Далее сплошным фронтом тянутся пятиэтажные дома под № 3 и За. В последнем можно обнаружить черты классицизма — он воздвигнут на рубеже XVIII и XIX веков, а ныне, весьма обесцвеченный последующими перестройками, скромно и уравнительно вписался в череду безликих фасадов соседних зданий, построенных в начале нашего века.

На углу с Хомутовским тупиком высится светло -желтый многоэтажный дом № 5, завершенный строительством в 1954 году (архитекторы Г. Г. Аквилев и И. В. Иванов). В 1957 году в. его цокольном этаже открылся крупнейший в СССР магазин сельскохозяйственной литературы — «Урожай», несколько ранее — кинотеатр «Встреча». Своим объемом, высотой и цветом дом несколько выпадает из композиционного ряда левой стороны улицы.

Зато следующий квартал (№ 11 — 13) являет собой образец умелого решения застройки протяженного участка важной городской магистрали. Неброские, но внушительные корпуса, объединенные ритмическим чередованием одинаковых элементов, прежде всего высокими арками, завершаются башнеобразным объемом на углу со Старой Басманной. Весь комплекс производит впечатление цельности, гармонии и уравновешенности.

Он построен накануне войны по проекту В. Д. Кокорина, облицован в послевоенные годы.

Заметной пестротой отличается застройка правой стороны улицы. Она начинается тяжеловесным широкооконным корпусом № 4, построенным архитектором А. А. Никифоровым в 1900 году для 3-го городского казенного училища. Ныне здесь компьютерный учебно-демонстрационный центр.

Под № 6 — красивый особняк, находящийся под государственной охраной. Он построен в 1886 году по проекту Η. М. Вишневецкого. На улицу выходят только два его разномерных флигеля, связанные высокой и глухой оградой (1911 г., архитектор Η. Н. Чернецов). По преданию, эту ограду приказал воздвигнуть последний владелец особняка — миллионер-нефтяник Зубалов, дабы укрыться в своей усадьбе от любопытных взглядов прохожих и уличного шума.

Дом № 8 — скромное деловое здание, типичное для периода первой пятилетки; теперь в нем помещается Министерство топливной промышленности РСФСР. Оно стоит на месте старинного дома, купленного в 1863 году фабрикантом С. В. Алексеевым. Быт владельцев, представителей культурного московского купечества, подробно описал в книге «Моя жизнь в искусстве» сын С. В. Алексеева — великий режиссер и реформатор театрального искусства К. С. Станиславский, живший здесь с 1863 по 1903 год. Как установила исследовательница старой театральной Москвы Н. А. Шестакова, двухэтажный с двухколонным портиком флигель (1880 г., архитектор А. А. Никифоров) — сохранившаяся часть владения С. В. Алексеева, именно та, где во втором этаже был устроен зал со сценой, в котором давал спектакли Алексеевский кружок; этот кружок и вошел в созданный в 1898 году МХАТ. В 1910— 1920-х годах зал использовался как кинотеатр «Ривьера», потом —как столовая. В 1982 году в нем открылся ресторан «Дубровник», специализирующийся на блюдах югославской кухни.

Слева от «театрального флигеля» — заурядная двухэтажная постройка второй половины прошлого века (№ 10). На углу с Большим Харитоньевским переулком стоит, выступая на тротуар, здание начала XIX века, некогда украшенное нарядным портиком. Принадлежало оно обер-полицмейстеру Бегичеву, затем, перейдя в казну, долгое время служило «обер-полицмейстерским домом», внушавшим страх всей Москве. В 1881 году оно перешло в купеческие руки.

Квартал между Большим Харитоньевским и Фурменным переулками занимал Фурманный двор — одна из поя?арных частей старой Москвы. Здесь хранились фуры — повозки с бочками для воды и противопожарным оборудованием, квартировали фурманы — пожарные возчики. В здании, выходящем фасадом на улицу (построено в 1820-х гг.), до самого 1917 года помещалась Яузская полицейская часть или «съезжий дом», т. е. полицейский участок. При нем была устроена больница, где, как сказано в путеводителе 1824 года, «находится все то, что нужно к скорейшему вспомоществованию больным, найденным на улице»,— зародыш московской службы скорой помощи. В феврале 1917 года здание полицейской части было, подожжено.

В 1900 году в левой части владения на средства, завещанные купчихой В. А. Алексеевой, была открыта глазная больница — здание построено по проекту архитектора Э. Ф. Флейснера. После революции больнице был отдан весь участок, включая здание бывшей полицейской части. В 1929 году по проекту И. А. Иванова-Шица сооружен в ампирном стиле хирургический корпус. В 1935 году больница была преобразована в Институт глазных болезней имени Гельмгольца. В саду института в 1952 году установлен бюст выдающегося советского офтальмолога М. И. Авербаха (скульптор С. Д. Меркуров) — основателя и многолетнего директора института, работавшего в глазной больнице то дня ее основания.

Участок № 10—18 в 1950 году застроен восьмиэтажным жилым домом, фасад которого во вкусе того времени украшен обильным и тяжеловатым декором (архитектор И. 3. Вайнштейн).

За Машковой улицей стоят два дома XIX века. Дом № 20 1870-х годов постройки, где до революции помещалась «монополька — магнит для ломовых извозчиков, ездивших по булыжной Садовой», красочно описал в мемуарах «Мои позывные — RАЕМ» известный советский полярник Э. Т. Кренкель, который провел в этих местах детство. Черты своей «ампирной молодости» сохранил двухэтажный дом № 22 — памятник пушкинской эпохи. ·

Перед фасадом открытого в 1977 году кинотеатра «Новороссийск» па месте снесенных ветхих строений образована площадь со сквером, которой присвоено имя Цезаря Куникова — героя битвы за Малую землю, смертельно раненного в феврале 1943 года.