Карта сайта

Гораздо старше оба двухэтажных корпуса ...

Гораздо старше оба двухэтажных корпуса под № 22. Они построены (а возможно, перестроены из более старых) в 1830—1840-х годах и довольно хорошо с тех пор сохранились. Последними их владельцами были отец и сын Гагманы — видные медики. Α. Н. Гагман (сын), выдающийся хирург и уролог, с 1924 года был организатором Института рентгенологии, руководителем которого оставался до конца жизни (1935 г.).

Трехэтажный дом № 24 по другую сторону Мясницкой весьма типичен для времени своей постройки — второй трети XIX века. Далее, под № 26, безликий четырехэтажный кирпичный корпус, сооруженный в 1900 году. Участок № 28 после сноса углового дома открылся своими дворовыми постройками π задними фасадами. Это были владения миллионеров Эрлангеров, снабя{авпшх мукомольным оборудованием всю Россию. После революции здесь находился трест Мельстрой.

Мы вышли на ЛЕРМОНТОВСКУЮ ПЛОЩАДЬ, до 1941 года — площадь Красных ворот. Здесь с 1757 года стояли каменные триумфальные ворота, сооруженные архитектором Д. В. Ухтомским па месте сгоревших деревянных, которые были воздвигнуты по случаю въезда в Москву на коронацию императрицы Елизаветы Петровны. В 1927 году ворота и стоявшая на месте нынешнего сквера (около станции метро) церковь Трех Святителей под предлогом расширения площади были снесены. Бронзовый ангел с трубой, венчавший шпиль ворот, находится ныне в Музее истории Москвы. В конце 1940-х годов исчез и дом, в котором родился М. Ю. Лермонтов,— он стоял около правого угла высотного здания, ныне па этом месте мостовая расширенной Каланчевской улицы.

В 1929 году вблизи нынешнего наземного вестибюля станции метро «Красные ворота» (1935 г., архитектор II. А. Ладовский) вырос жилой дом для сотрудников Наркоминдела (архитектор А. И. Мешков). С 1925 по 1935 год в нем жил народный комиссар иностранных дел СССР Μ. М. Литвинов. А в 1965 году прп входе в сквер, устроенный между Каланчевской и Новобасманной улицами, был открыт памятник М. Ю. Лермонтову (скульптор И. Д. Бродский). Пятиметровая бронзовая фигура поэта установлена на четырехметровом пьедестале; на бронзовой решетке — образы из поэм «Мцыри» и «Демон», стихотворения «Парус». Облик поэта соединяет в себе черты борца и романтика. IIa гранитном блоке — знаменитое признание Лермонтова:

Москва, Москва!..

Люблю тебя, как сын, Как русский,—

сильно, пламенно

и нежно!

Так Лермонтов снова пришел в родную Москву, к месту, где началась его бурная, короткая, по столь насыщенная негаснущим светом блистательного творчества жизнь.