Карта сайта

САДОВАЯ-САМОТЕЧНАЯ УЛИЦА

Садовая-Самотечная улица является продолжением Садовой-Каретной, начинаясь от Лихова переулка. Некогда она круто спускалась к Самотечной площади, через которую протекала река Неглинная. Теперь уклон сильно смягчен, а для транзитного транспорта и вовсе неощутим благодаря построенной в 1967 году эстакаде.

В 1812 году улица сгорела, в декабре 1905 года испытала серьезный обстрел царской артиллерией. Ныне улица переживает период обновления.

Левая ее сторона начинается длинным белоснежным 6-этажным зданием с квадратными окнами. Назначение его необычно: здесь располагается телеавтоматическая система «Старт», которая регулирует движение городского транспорта. Тут же расположена Государственная автоинспекция (ГАИ). Руководитель проекта здания — народный архитектор СССР И. И. Ловейко.

Хочется вспомнить записки писателя С. П. Подъячева, ехавшего отсюда в 1880-х годах на Садовую-Кудринскую'к А. П. Чехову на давно забытом виде транспорта — конке:

«По ровному месту и под гору везли вагон только две лошади, а где приходилось подниматься на пригорок, как, например, с Самотеки, от Екатерининского парка (ныне Самотечный бульвар,— Ю. Ф.) в гору к Каретному ряду,— пристегивали другую пару лошадей, и на одной из них сидел верхом мальчишка «фаретор», обязанность которого заключалась в том, чтобы орать во всю глотку и нещадно нахлестывать кнутом лошадей — ту, на которой сидел, и другую рядом с ней. С треском, звоном, криком вагон втаскивался в гору. Здесь передняя пара отстегивалась. «Фаретор» вел лошадей опять вниз под гору, и вагон трогался дальше».

Дом № За — оригинальное здание, построенное для Государственного центрального театра кукол под руководством С. В. Образцова. Первоначально воздвигнутый в конце 1930-х годов, кирпичный куб предназначался для Музыкального театра имени Станиславского. Постройка так и не была закончена. В 1960-х годах архитекторы Ю. Н. Шевердяев, А. П. Мелихов, В. И. Уткин переработали проект для театра Образцова при его участии. Первый свой сезон здесь театр открыл в 1971 году. Нарядный фасад здания украшают чудо-часы: каждый час оживают и выступают куклы — зверюшки, персонажи русских народных сказок, а в полдень и полночь разыгрывается целое представление.

Под № 5 — многоэтажный жилой дом со стальным каркасом, построенный в 1953 году по проекту М. С. Жирова. Рядом с ним (№ 7) — казавшийся в свое время огромным жилой дом с датой «1915» на верху фасада (архитектор С. Ф. Воскресенский). Он описан в книге «Вечное движение» академика Н. П. Дубинина, который жил здесь на шестом этаже с 1925 по 1949 год. Жилой дом № 11 суховатой конструктивистской архитектуры построен в 1927 году по проекту А. И. Ржепишевского. В соседнем типовом школьном здании 1936 года постройки ныне помещается институт Промсталь-конструкцня. Крайний отрезок улицы очищен от строений при сооружении эстакады.

Правая сторона улицы начинается доходным домом № 4а, стилизованным атрибутами средневековья: его украшают фигуры рыцарей в доспехах и львы с геральдическими щитами, нижний этаж оформлен стрельчатыми арками — проемами для торговых помещений. Автор дома, законченного постройкой в 1914 году,— В. Н. Волокитин.

Особняк под № 6, сильно переделанный, работа Ф. О. Шехтеля (1898 г.). Элементы его стиля можно обнаружить во дворе. Отметим также правое строение владения № 8, где сейчас находится педучилище имени Крупской. Это памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX века, носящий отчетливые черты стиля ампир. Украшавший его четырехколонный портик убрали в 1935 году. Дом в 1810—1830-е годы принадлежал Вадковским, родственникам Лермонтова, и не исключено, что поэт бывал здесь. В 1966 году во дворе установлен бюст Н. К. Крупской.

Соседний массивный дом № 10 вряд ли кто примет за наследие дореволюционных времен. Между тем нижние этажи его возведены в 1900-х годах для женской гимназии Калайдович. В 1930-х годах он надстроен двумя этажами и заново оформлен; отсюда иллюзия, что это постройка советского времени. Здесь помещался первое время Автомобильпо-дорожный институт (МАДИ), а ныне находится Министерство автотранспорта РСФСР.