Карта сайта

САДОВАЯ-КАРЕТНАЯ УЛИЦА

Это самая короткая из Садовых улиц — длина ее составляет всего 406 метров. Вторую часть своего названия она получила по прилегающему к ней Каретному ряду. Садовая-Каретная тянется не до него, как многие думают, а далее — до малоприметного Лихова переулка.

Слева на северной стороне улицы стояли три квартала домов — все они снесены в 1960—1970-х годах. Территория между кварталами, находившимися по краям отрезка улица Чехова — Каретный ряд, носила название Большой Угольной площади, площадь справа от Каретного ряда звалась Малой Угольной (до того — Дровяной). Здесь в XVIII π начале XIX века торговали древесным углем и дровами. Названия эти никогда небыли популярными среди москвичей, а с исчезновением домов и обеих площадей вовсе забыты.

Осенью 1977 года все старые здания между Садовой-Каретной и Оружейным переулком снесли, на их месте пролегла 360-метровая зеленая полоса, разделяющая оба проезда. Теперь Оружейный переулок на этом отрезке играет роль рукава Садовой-Каретной, предназначенного для встречного (против часовой стрелки) движения транспорта.

В декабре 1905 года на улице появились баррикады, Здесь проходил передний край обороны революционных дружинников, центром которого стала типография Кушнерева (ныне «Красный пролетарий»), В те дни А. М. Горький писал К. П. Пятницкому; «Рабочие ведут себя изумительно! Судите сами: на Садовой-Каретной за ночь возведено 8 баррикад, великолепные проволочные заграждения... Публика настроена удивительно! Ей-богу — ничего подобного не ожидал! Деловито, серьезно — в деле — при стычках с конниками и постройке баррикад... Превосходное настроение!»

В упорных боях дружинники отразили пять атак жандармов и пехоты. Баррикадами были покрыты также Пименовка (ныне Краснопролетарская улица) и Оружейный переулок. Сопротивление восставших удалось сломить только артиллерийским обстрелом со стороны Садовой-Спасской улицы.

На участке № 2 воздвигается кооперативный жилой дом для художников (архитектор Г. А. Петрова).

Многоэтажный дом № 4—6, построенный в 1948 году по проекту И. Л. Маркузе, весьма характерен для архитектуры того периода дробностью оформления фасада. Обратим внимание на три статуи женщин, установленные в нишах; крайние, несущие дары урожая, символизируют сельское хозяйство, центральная — строительство. Восьмиэтажный дом № 8, отделанный темно-серым цементом, сооружен в 1914 году (архитектор И. А. Герман). Здесь несколько лет жил художник К. Ф. Юон, запечатлевший в ряде талантливых полотен пейзажи Москвы и Подмосковья. На углу с Каретным рядом — дом № 10, завершенный в 1957 году. Его проектировал Е. С. Смирнов.

Перейдя Каретный ряд, наталкиваемся на целую череду домов — ветеранов улицы. Вот двухэтажный жилой дом № 18; еще в 1822 году в нижнем этаже его располагались лавки купца Емельянова, наверху жил сам хозяин. Того же возраста строения под № 20. В 1874 году хозяин распорядился надстроить оба дома третьим этажом; в правом здании под арками располагались лавки. В конце 1900-х годов здесь помещалась редакция ежегодного справочника «Вся Москва». В квартире № 19 жил популярный артист и режиссер Театра оперетты Г. М. Ярон.

Высокий мрачноватый дом № 22, парадное которого обрамляют толстые колонки, покрытые разноцветными плитками, построен не без претензии: в нем заметны элементы готики (1906 г., архитектор С. М. Гончаров). Гораздо проще дом № 24. Еще до пожара 1812 года на этом месте стояло шесть разнородных каменных построек. Скупивший в 1876 году все владение купец Бочков объединил их в одно, трехэтажное, украсив, фасад во вкусе того времени рустами и гипсовыми гирляндами.