Карта сайта

Мы незаметно вышли на ПЛОЩАДЬ МАЯКОВСКОГО

Мы незаметно вышли на ПЛОЩАДЬ МАЯКОВСКОГО — бесспорно, главную на Садовом кольце. Кому из москвичей, да и из гостей столицы она не известна! Однако быстро забывается ее даже недавнее прошлое: за минувшие полвека она постепенно, но кардинально видоизменилась.

До 1935 года площадь называлась Триумфальной, так как при въезде императоров в Москву на ней в XVIII веке сооружались парадные ворота. В 1958 году площадь украсила бронзовая фигура «агитатора, горлана, главаря» — выразительный памятник работы А. П. Кибальникова, удостоенного за него Ленинской премии. «После смерти нам стоять почти что рядом»,— писал Маяковский в стихотворении «Юбилейное», посвященном Пушкину. Расстояние между памятниками меньше километра.

В 1960 году под площадью проложили тоннель для транспортных потоков Садового кольца.

В довоепное время площадь была небольшой, па пей пересекались трамвайные линии, а середину занимал убогий скверик. В 1956 году четкое оформление обрела северо-западная сторона площади: здесь закончилось строительство административного здания, включившего в себя старое строение, переоборудованное в 1913 году одним из родоначальников отечественной кинематографии А. А. Ханжонковым под большой кинотеатр, носивший затем последовательно названия «Русь», «Горн», «Межрабпом», а ныне «Москва». Дом на углу с 1-й Тверской-Ямской коренным образом был перестроен в послевоенное время. В здание на углу со 2-й Брестской улицей переехали Институт генплана Москвы н ГлавАПУ (ныне Главмосархитектура) — центр работ по дальнейшему развитию столицы (архитектор В. А. Бутузов).

В 1974 году снесено памятное старым москвичам здание, где в 1910—1920-х годах находился театр «Аль-казар», а последние десятилетия служившее помещением Театру сатиры и театру «Современник».

Так завершилась реконструкция площади. Ныне она приобрела художественную цельность и монументальность, подчеркивающие это важное пересечение городских магистралей. Отсюда открывается прекрасная перспектива Садовых до площади Восстания. Вообще же площадь Маяковского, пожалуй, единственная площадь Садового кольца, обладающая законченной композицией, имеющая четко выраженный и запоминающийся образ. Этому способствует ее относительная замкнутость со всех четырех сторон (по линии Садового кольца — фасадом гостиницы «Пекин» и зданием ресторана «София»), умеренная этажность при господствующей роли башни «Пекина», умело вписанный в пространство памятник Маяковскому.

Обновленная в последние десятилетия площадь кажется привычной, обжитой. Особенно хороша она в погожие летние вечера, оживленная электрической подсветкой и огнями рекламы. Здесь всегда много народу — два театра, Концертный зал, кинотеатр определяют роль площади как одного из культурно-зрелищных центров столицы, «второй Театральной площади», как ее подчас называют.