Карта сайта

Впервые на нашем пути мы видим пример ...

Впервые на нашем пути мы видим пример ансамблевого решения застройки Садового кольца. К двум крупным жилым домам, сходным по объемам и оформлению (архитекторы А. Я. Изаксон и А. К. Ростковский), примыкает у площади здание повышенной этажности, увенчанное 15-этажной угловой башенкой — гостиницей «Пекин» (архитектор Д. Н. Чечулин). Ритмически повторяющиеся элементы, в частности арки ворот, завершение линии домов высокой башней рождают определенную цельность восприятия всей левой стороны улицы как единого ансамбля.

Выходящая на площадь Маяковского гостиница «Пекин» открылась в 1956 году. Здание стало архитектурной доминантой как Большой Садовой улицы, так и площади, зрительно закрепляя ответственный участок двух важнейших магистралей.

Зато застройка правой стороны улицы, сложившаяся в течение нашего века, весьма разнородна. Улица берет начало от угла Малой Бронной, ведущей к Патриаршим прудам.

Дом № 2 на углу с Малой Бронной до революции принадлежал богатому Страстному монастырю, стоявшему на нынешней Пушкинской площади. Три нижних этажа его, сдававшиеся под квартиры, построены в 1908 году (архитектор Л. В. Стеженский), два верхних надстроены двумя десятилетиями позже без всякого учета основы; к 1990 году их заменили новой надстройкой и облик дома получил цельность.

Особняк под № 4 построил для себя в 1910 году Ф. О. Шехтель — один из самых талантливых и плодовитых зодчих предреволюционной Москвы. Будучи ведущим мастером стиля модерн, Шехтель построил дом асимметрично, исходя из потребностей внутренней планировки, т. е. в соответствии с принципами этого стиля, но оформление сделал в духе неоклассицизма. Любопытен барельеф, исполненный, бесспорно, по рисунку Шехтеля: гении музыки, живописи, скульптуры и архитектуры несут свои дары богине мудрости Афине Палладе. В доме бывал Маяковский, друживший с детьми Шехтеля. В 1920-х годах здесь жил выдающийся советский военачальник Р. П. Эйдеман, беззаконно расстрелянный в 1937 году.

Далее — шестиэтажный дом № 6 с полусферой, венчающей наугольную часть (1916 г., архитектор В. А. Гашинский). Некогда он стоял на углу выходившего прежде на Садовую Большого Козихинского переулка. Фасад запоминается длинными, на высоту четырех этажей полукруглыми пилястрами. Под № 8 — здание Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР, завершенное в 1951 году (архитекторы М. В. Посохин и А. А. Мндоянц). Основу дома составляет мощный гранитный цоколь, верхние этажи обработаны двухъярусными пилястрами. Перед стоящим в глубине 10-этажным корпусом на месте снесенной церкви Ермолая разбит сквер.

Дом № 10 построен по заказу табачного фабриканта Пигита (он владел фабрикой «Дукат») архитекторами Э. Юдицким и А. Милковым в 1903 году. Интересен он не столько своими художественными качествами, сколько историей и жильцами. Здесь жили художники П. П. Кончаловский и А. В. Лентулов, иногда останавливался В. И. Суриков, квартиру № 19 занимал А. В. Винтер — впоследствии строитель Днепрогэса. В послеоктябрьские годы здание стало одним из первых домов-коммун.

В 1920-х годах здесь снимал комнату М. А. Булгаков, подробно описавший дом в романе «Мастер и Маргарита» — именно в нем поселился Воланд и с героями происходили разные чудеса. Это было первое московское жилище писателя.

Дом № 14 построен в 1934 году для Военно-транспортной академии по проекту А. В. Щусева и носит характерные черты, присущие конструктивизму. С 1938 года здесь находится Военно-политическая академия имени В. И. Ленина. Из стен вышли такие видные политработники и военачальники, как маршал авиации Ф. А. Агальцов, генерал-полковники П. И. Ефимов и А. С. Желтов, адмирал С. Е. Захаров и другие.