Карта сайта

СМОЛЕНСКАЯ-СЕННАЯ И СМОЛЕНСКАЯ ПЛОЩАДИ

Даже бывалый москвич с трудом выделит обе площади из линии Садового кольца; после ликвидации стоявших на них рынков, сноса разделявших домов, а также бульваров старые пределы площадей полностью стерлись.

Грань между Смоленским бульваром и Смоленской-Сенной площадью стала особенно условной и на взгляд неуловимой. Нумерация домов на площади продолжает нумерацию их по бульвару, только на номерных знаках, начиная с улицы Луначарского и Ружейного переулка, появляется новый адрес: «Смоленская-Сенная площадь».

А некогда эту площадь четко выделяли окончание зеленой аллеи Смоленского бульвара и стоявший островком перед линией Арбат — Смоленская улица двухэтажный дом, заполненный лавками и трактирами.

Само название «Сенная» для площади, где невозможно представить себе появление лошади, звучит анахронизмом. Между тем живы люди, помнящие скопление здесь лошадей с повозками. С конца XVII века до 1917 года это место у Смоленских ворот Земляного города было Сенным рынком. Торговали на нем не только сеном, но и дровами и углем. Площадь кишела возами, оглашалась конским ржанием, была усеяна навозом, клоками сена и щепой. Стоял фонтан-водоем, где поили лошадей.

Все это ушло в далекое прошлое. Смоленская-Сенная площадь осталась оживленным, но вполне обычным, проезжим отрезком Садового кольца; а понятие площадь современный москвич склонен отнести к образованному в 1960-х годах в начале Смоленской улицы трапециевидному пространству со сквером, обрамленному высотными корпусами гостиницы «Белград». В сквере предполагается установить памятник маршалу Г. К. Жукову.

На левой стороне площади, на углу Ружейного переулка,— дом № 23—25 с кинотеатром «Стрела», открытым в 1954 году. В последние годы «Стрела» стала кинотеатром весьма оригинального профиля: это — экспериментальный центр неигрового кипо, в котором показываются документальные фильмы, новаторские как по содержанию, так и по форме. Само же здание построено в конце 1950-х годов и носит все атрибуты украшательского стиля. Много проще и выигрышней по своим формам и отделке завершенный в 1962 году дом № 29 с популярным магазином «Руслан».

Более интересна правая сторона Смоленской-Сенной площади. От угла в глубь улицы Луначарского тянется двухэтажный дом с арками — следом былых лавок, типичный образец рядовой «послепожарной» архитектуры. Более поздней постройки — стоящий рядом с ним двухэтажный домик, обращенный фасадом к площади.

В глубине участка № 30 — памятник архитектуры середины XVIII века, так называемый дом Несвицкой. В 1794 году здание переделали, предположительно по проекту великого Μ. Ф. Казакова: к фасаду пристроили изящный портик из шести спаренных коринфских полуколонн, опирающихся на цоколь с арками. Казаковский рисунок много пострадал от перестроек XIX века, по реставрация 1965 года (архитектор В. Я. Либсон) вернула зданию былое великолепие.

В 1878 году на средства купцов Рукавишниковых усадьба была переоборудована в исправительный приют для подростков. К тыльному фасаду пристроили довольно редкую по архитектуре для Москвы приземистую церковь в византийском стиле (архитектор А. Обер), слева, в 1900 году — уродливый кирпичный корпус. С 1918 по 1925 год приют стал приемником для беспризорных детей. Ныне в возрожденном здании — Институт по проектированию предприятий цветной металлургии. Правое крыло бывшей рукавишниковской усадьбы составляет построенное в 1934 году по проекту Ю. Ф. Дидерихса здание техникума.

Обратим внимание на стоящее перед бывшим приютом двухэтажное кирпичное здание (правое). Оно построено в 1888 году для бесплатной городской читальни имени драматурга А. Н. Островского, второй по счету народной библиотеки Москвы. Ныне в столице около 1500 массовых библиотек.

Над площадью доминирует одно из семи высотных зданий, сооруженных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Это дом МИД и МВТ (ныне МВЭС) СССР, завершенный в 1954 году (авторы В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус, Г. М. Лимановский). Его высота со шпилем —171 метр, число этажей — 27. Здание имеет суживающееся кверху ярусное членение и шатровую верхушку — принципы, заимствованные в древнерусском зодчестве. «Высотный дом на Смоленской», как его называют москвичи, особенно хорошо виден из западной, заречной части города и стал одним из градообразующих сооружении столицы.

Правое крыло дома спроектировано таким образом, чтобы служить началом новой магистрали, которую намечалось пробить отсюда к центру города. От этого проекта, однако, градостроители отказались в целях максимального сохранения древнейшей застройки внутри Садового кольца.