Карта сайта

Далее, под № 21, здание издательства ...

Далее, под № 21, здание издательства «Прогресс» — сугубо современной архитектуры. Вертикальные металлические ребра на фасаде сдерживают проникновение в окна солнечных лучей и уличного шума. Цоколь с пилонами черного гранита занят крупнейшим в СССР магазином литературы на иностранных языках. Правую часть здания венчает коробка конференц-зала (1979 г., руководитель авторского коллектива Ε. Н. Стамо). Во дворе — старые корпуса издательства, некогда служившие помещением для приюта дефективных детей «во имя царицы небесной». После революции в них некоторое время находился Институт социального воспитания.

На участке № 25 в 1981 году завершено строительство здания Алмазювелирэкспорта, весьма сходного по конструкции и оформлению с домом № 21 — оба здания проектировались одним авторским коллективом. Между ними — старый жилой корпус № 23 (1911 г., архитектор Φ. II. Кольбе), оставшийся некой инородной вставкой между ультрасовременными строениями. Пятый и шестой этажи дома № 25 оборудованы так называемыми «плавающими полами», гасящими вибрацию и обеспечивающими тем самым точность взвешивания драгоценных металлов.

Пересекаем Зубовский проезд. Следующий квартал открывается великолепным памятником московского классицизма начала XIX века (№ 27). Фасад здания украшает изящный шестиколонный портик. Первовладельцем дома был князь И. А. Гагарин, женившийся в 1828 году на знаменитой трагической актрисе Екатерине Семеповой, которую Пушкин увековечил в «Евгении Онегине». В связи с уходом Семеновой со сцены Пушкин писал:

Ужель умолк волшебный глас

Семеновой, сей чудной музы?

В доме собирался цвет московской интеллигенции того времени: А. С. Пушкин (предположительно),

С. Т. Аксаков, Μ. Н. Загоскин и другие. Позднее здание перешло к Дворцовому ведомству. Дом переоборудуется для Всесоюзного совета ветеранов войны и труда.

Дома № 29 и 35 — заурядные жилые строения начала нашего века, надстроенные в 1930-х годах двумя этажами. В доме № 29 одно время жил народный артист СССР 11. В. Массальский. Дом № 31, оформленный тяжеловесными балконами и карнизами, возведен в 1946 году. Завершает левую сторону бульвара дом № 37 — грубоватая подделка под стиль классицизма. Он построен на средства мецената С. В. Лепешкина в 1913 году под общежитие студентов Московского университета. Ныне здесь помещается фундаментальная библиотека медицинской академии имени И. М. Сеченова (архитектор Д. В. Стерлигов).

Мы вышли на Зубовскую площадь. Она образовалась у пересечения дороги от Кремля к Новодевичьему монастырю с Земляным валом, на месте стоявших здесь Чертольских ворот. Слева, на углу Зубовской улицы,— большое серое здание, построенное по проекту К. И. Соломонова в конце 1930-х годов. Здесь помещался штаб Всемирного фестиваля молодежи, проводившегося в Москве в 1957 году, ныне дом занимает Центральная междугородная телефонная станция.

На развилке Зубовской улицы и улицы Бурденко (бывший Долгий переулок) — новостройка: массивный учебно-лабораторный корпус Военной академии имени Фрунзе (архитектор Ю. Г. Кривушепко). На стрелке участка предполагалось установить памятник М. А. Шолохову, в связи с чем Зубовскую площадь в 1984 году поспешили переименовать в площадь Шолохова. Но авторы скульптуры отказались от этого места, и площади по настоянию московской общественности вернули прежнее имя.

До 1930-х годов конфигурацию Зубовской площади определял дом, замыкавший Зубовский бульвар. В 1880—1883 годах в нем жил В. И. Суриков, работавший здесь над картинами «Утро стрелецкой казни» и «Меншиков в Березове». Сохранилась небольшая картина великого художника «Зубовский бульвар зимой», запечатлевшая вид на аллею бульвара из окон его квартиры.