Карта сайта

В грозный 1941 год, когда над столицей ...

В грозный 1941 год, когда над столицей нависла смертельная опасность, Садовому кольцу была отведена роль предпоследней позиции городского оборонительного рубежа. Здесь строились мощные узлы сопротивления; площади и перекрестки ощетинились ежами, рогатками и надолбами. Несколько зданий на кольце было уничтожено или повреждено фашистскими бомбардировщиками. Однако враг был разбит уже на подступах к Москве. А в воскресенье 17 июля 1944 года, после того, как фашистский вермахт потерпел сокрушительное поражение в Белоруссии, москвичи наблюдали шествие по Садовому кольцу 57,6 тысячи пленных немецко-фашистских солдат и офицеров во главе с 19 генералами.

Вскоре после победоносного окончания войны реконструкция Садового кольца возобновилась с еще большим размахом. Завершались приостановленные войной стройки, закладывались новые жилые и общественные здания. Из семи высотных зданий 1948—1953 годов, ставших архитектурными доминантами послевоенной столицы, три были построены на Садовом кольце — на площадях Смоленской, Восстания и Лермонтовской, что особо подчеркнуло градообразующее значение магистрали и выделило ее крупнейшие узлы.

В начале 1950-х годов вступила в строй Кольцевая линия метро длиной 19,4 километра. Примерно треть этого расстояния — от станции «Курская» до станции «Парк культуры» — проходит под Садовым кольцом, что заметно разгружает наземные потоки транспорта.

Шесть станций этой линии расположено под крупными площадями кольца Садовых.

Расширение Садового кольца и пуск линии метро еще пе решили всех его транспортных проблем. Необходимо было обеспечить непрерывное движение в местах пересечения Садовых с крупными радиальными улицами. И в 1960-х годах кольцо обогатилось системой транспортных тоннелей и надземных эстакад в наиболее загруженных транспортом пунктах — Крымской, Маяковского, Самотечной, Таганской, Добрынинской, Октябрьской площадях и на пересечении с Новым Арбатом. Проблема пересечения кольца с набережными была решена еще накануне войны, при строительстве на двух уровнях Крымского и Краснохолмского мостов.

Нельзя не упомянуть о Садовом кольце как о трассе традиционных спортивных соревнований, проводимых в первомайские праздники. Первая эстафета легкоатлетов на Садовом кольце состоялась в 1927 году.

В праздники улицы Садового кольца выглядят особенно нарядно и оживленно. Транспортное движение затихает, зато тротуары заполняются гуляющими, среди которых особенно много родителей с детьми. Отсюда хорошо видны праздничные фейерверки.

Что же представляет собой ныне Садовое кольцо в художественном, архитектурном аспекте?

Будем откровенны: при словах «Садовое кольцо» в пашем воображении возникает вовсе не ряд архитектурных ансамблей или отдельных достопримечательностей, а прежде всего Непрерывный, густой поток транспорта; и в самом деле, транспортная роль кольца стала огромной, для грузового движения без специальных пропусков оно стало обводной магистралью, ограничивающей въезд в центр. Новая функция кольца, столь характерная для наших дней!

Но если смотреть на кольцо Садовых только как на транспортную магистраль, то картина будет утомительной и однообразной, а главное — вовсе не полной.

Да, бурная река есть река, но разве любую реку не украшают прежде всего берега? Вот о «берегах» Садового кольца и хочется поговорить в первую очередь, побудить читателя вглядеться в современную застройку Садовых и проникнуть в их исторические глубины.