Карта сайта

В декабрьские дни 1905 года вековую тишину ...

В декабрьские дни 1905 года вековую тишину Садовых улиц внезапно взорвали гром пушек, визг картечи, дробь пулеметов. Западная часть кольца густо покрылась баррикадами. Садовое кольцо превратилось в арену ожесточенных сражений первой российской революции. Отсюда революционные дружинники прорывались к центру, а затем здесь же упорно оборонялись от царских войск, наступавших на рабочие районы.

Овеянное революционной славой 1905 года, Садовое кольцо становится для многих москвичей магистралью, воплощающей новые ритмы города, неумолимую поступь его движения к будущему. 16-летний Маяковский, выпущенный в 1910 году из тюрьмы, прежде всего прошелся по Садовому кольцу, чтобы «увидеть и услышать город, жизнь, многолюдство, шум, звонки Крики, свет фонарей». Позднее поэт напишет вырвавшиеся из сердечной глубины строки: «Меня Москва душила в объятьях Кольцом своих бесконечных Садовых».

В 1912 году конку па Садовом кольце сменяет трамвай линии Б — памятная старожилам «букашка», прозванная так острыми на язык москвичами не столько по букве («б» по-старославянски обозначалась словом «буки»), сколько из-за медлительности движения по холмам и сквозь заполненные людом рынки.

В октябре 1917 года рабочие и революционные солдаты Москвы вели во многих пунктах Садового кольца кровопролитные схватки с отрядами контрреволюции, стремившимися удержать центральную часть города. Особо упорные сражения развернулись у Крымской, Зубовской и Кудринской (ныне Восстания) площадей. Сломив упорное сопротивление врага, силы революции заставили белое командование подписать акт о полной капитуляции, что произошло в одном из зданий на Садовой-Триумфальной улице. С того дня Советская власть навсегда утвердилась в древней Москве, вскоре ставшей столицей Советского государства.

Революционные преобразования в городе сразу же стали ощутимы и на Садовом кольце. В реквизированных у буржуазии доходных домах были поселены рабочие московских предприятий, особняки отошли под клубы и детские учреждения. Уже начиная с 1920-х годов кольцо стало постепенно застраиваться жилыми и общественными зданиями, сначала очень скромными, потом все более капитальными, вместительными и комфортабельными. Постановлением Моссовета были ликвидированы очаги торгашества и спекуляции — сначала Сухаревский, а потом Смоленский рынок.

Частновладельческие палисадники уже не соответствовали изменившемуся Характеру города; в 1935 году ограждавшие их от тротуаров и разделявшие друг от друга заборчики снесли. Палисадники, сделавшись общественными, слились в двойную линию сплошных садов, окаймлявших обе стороны кольца. Однако бурное развитие транспорта заставило увеличить проезжую часть Садовых улиц за счет сноса в 1937 году всей линии садов. Тем самым мостовая, превращенная в ровное асфальтовое полотно, расширилась вдвое, до 60— 70 метров. Вскоре на месте старых узких и низких мостов через Москву-реку появились новые — Краснохолмский и Крымский, не только естественно вписавшиеся в преображенную магистраль, но и ставшие украшением столицы.

В 1936—1937 годах с Садового кольца был снят трамвай линии Б, его заменил троллейбус: сначала он ходил от Крымской площади до Курского вокзала, а в 1939 году был продлен до Таганской площади; только в 1963 году, с завершением реконструкции замоскворецкой дуги Садовых, он пошел по всему кольцу. По традиции он имеет литеру Б.