Карта сайта

Вторым от угла тянется двухэтажное каменное строение ...

Вторым от угла тянется двухэтажное каменное строение с грубоватым орнаментом, имитирующим резьбу по камню. Оно построено в 1886 году архитектором Б. В. Фрейденбергом.

За ним, под № 1а, трехэтажное здание, принадлежавшее Медико-фармацевтическому обществу, которое построило его в 1912 году (архитектор И. А. Герман) «для призрения лиц медицинского звания», иными словами, в качестве приюта для престарелых медиков. В отделке фасада мы видим элементы стиля неоампир в сугубо плоскостном варианте: этот неоампир так же похож на подлинный русский ампир, как засушенный в книге цветок на живой.

В начале владения № 3 в 1984 году построен трехэтажный дом с пилястрами, стилизованный под вторую половину XIX века. Рядом, с отступом от красной линии,— нарядное трехэтажное здание с четкими вертикальными членениями. Это гостиница постпредства Казахской ССР, открытая в июле 1980 года (архитекторы Ю. Соколов, Ю. Милаев, конструктор Н. Архангельский). Фасад ее облицован белым мангышлакским ракушечником, цоколь сделан из майкульского гранита, внутреннее убранство — работы казахских лепщиков. Рисунок ограды содержит мотивы национального орнамента. Дальше, под тем же номером, два двухэтажных дома 1880-х годов (архитектор П. И. Гаудринг), ныне занимаемые постпредством Казахской ССР. В левом доме во втором этаже, где балкон, вскоре после революции поселилась и в 1925 году умерла великая русская актриса Гликерия Федотова. На похороны своей любимицы, лучшей исполнительницы женских ролей в комедиях Шекспира и Островского, у дома собралась вся театральная Москва.

Минуем невзрачный домик постройки 1837 года. Влево уходит Большой Харитоньевский переулок, заставляющий нас вспомнить А. С. Пушкина: здесь, «у Харитонья, в переулке» остановилась у своих теток Татьяна Ларина, привезенная «в Москву, на ярмарку невест»; здесь же в разных домах, один из которых сохранился, провел свое детство и сам автор «Евгения Онегина».

Дом № 7, облицованный керамической плиткой, вырос в 1960 году, дом № 9 — в 1938 —1941 годах (архитектор М. С. Шерфетдинов). Обратим внимание па орнамент фасада, выполненный в технике сграффито — топкий верхний слой штукатурки процарапан до нижнего слоя, отличного по цвету. В 1986 году здесь открылся магазин «Дайна» («Песня»), торгующий изделиями латвийского производства. Интерьер его оформлен в характерном для Прибалтики стиле.

Следующие дома — № 11—15, как бы слившиеся в единый массив, кажутся на первый взгляд построенными сравнительно недавно, во всяком случае уже в советское время. По это впечатление обманчиво, оно вызвано их надстройкой и обновленной облицовкой 1930-х годов. На самом деле все три здания стоят здесь с середины прошлого столетия. Почтенный возраст дома № 11 выдают старомодные балконы с узорчатой чугунной оградой, а дома № 15 — старинная рустовка (имитация каменной кладки) цокольного этая^а и «замки» над окнами.

В глубине владения № 11 сохранился в перестроенном виде дом, в котором в 1830—1840-х годах жил выдающийся русский скульптор И. П. Витали.

Двухэтажный особнячок под № 17 строился в 1820-х годах, в 1860-х годах фасад его переделан. В конце 1980-х годов здание снова подвергалось перестройке.

Огромное домовладение № 19 в конце прошлого века купил разбогатевший меховщик Гуськов. В 1912 году он заказывает известному архитектору Р. И. Клейну проект кинотеатра «Колизей». В соответствии с названием «Колизей» построен с применением элементов античной архитектуры. Весьма удачна колоннада, ограждающая входную площадку. 15 августа 1914 года «программой картин из лучших произведений русских и иностранных киностудий», как сказано в афише, здес| открылся кинотеатр. Прекрасно оборудованное помещен ние часто использовалось и для театральных постановок: с 1924 по 1932 год здесь давал спектакли 1-й рабочий театр Пролеткульта, а с 1932 по 1936 год — образованный на его базе театр ВЦСПС, руководимый А. Д. Диким, впоследствии народным артистом СССР.