Карта сайта

Такие весьма посредственные образцы ...

Такие весьма посредственные образцы упрощенного ампира нередко появлялись при массовой застройке города после пожара 1812 года. Существовал альбом «апробованных фасадов», из которого заказчик выбирал наиболее подходящий для себя вариант, что было, разумеется, дешевле. Тогдашнее увлечение античными портиками было высмеяно поэтом А. К. Толстым:

В мои года хорошим было тоном Казарменному типу подражать, И четырем или шести колоннам Вменялось в долг шеренгою торчать Под неизменным греческим фронтоном.

Оба дома, наполовину деревянные, изрядно обветшали; в 1982 году их снесли и заменили точными копиями, выполненными полностью в кирпиче. Тем самым исторический облик этого участка бульвара целиком сохранен.

Но даже такие заурядные дома приятнее взору, нежели сменившие их доходные дома-громады, которые мы видим далее выстроившимися в ряд, с соблюдением как бы даже хронологического порядка: № 15 — 1890-е годы (архитектор К. Ф. Буссе), № 17 — 1901 год (архитектор П. А. Заруцкий) и № 19 —1914 год (архитектор Д. М. Челищев). Первый из них отличается тяжеловесностью и казенностью форм, во втором заметна тяга архитектора-эклектика к изысканности и пестроте отделки, третий носит печать строгости и сухости, свойственной конструктивизму, пришедшему на смену модерну. Этому соответствует и облицовка раствором портландцемента, ставшего весьма модным к тому времени отделочным материалом.

В доме № 15 в 1910—1920-е годы жила Екатерина Гельцер — первая балерина, удостоенная звания народ-пой артистки Республики. Дом № 17 вошел в историю Москвы тем, что в 1901 году в нем пущен первый электрический пассажирский лифт.

В квартире № 17 дома «№19 жила семья Мовшовичей, которую В. И. Ленин знал по эмиграции в Швейцарии. Заботясь о здоровье коммунистов-супругов Мовшовичей, он несколько раз посещал эту квартиру. В том же доме жил большевик Г. А. Усиевич, один из руководителей вооруженного восстания в Москве 1917 года, погибший в 1918 году.

Владение № 21 состоит из двух зданий. Левое перестроено архитектором Б. В. Фрейденбергом в 1894 году из жилого дома начала того же века. Правое построено в 1913 году как особняк для банкира Джамгарова. В первые революционные годы здесь располагался партийный комитет Городского района (так назывался район, охватывавший центральную часть Москвы). Левый домик был занят комитетом РКСМ того же района.

Минуем двухэтажное кирпичное строение конца XIX века — № 25. Угол Сретенки с 1695 года украшает здание храма Успения в Печатниках (№ 27). Квартал этот назывался Печатники, так как в XVII веке здесь были поселены русские мастера книгопечатного дела. Перестройки в течение двух с лишним веков во многом лишили здание прелести его первоначального облика. Трапезная — 1902 года постройки. Кстати, по преданию, именно здесь произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой его известной картины «Неравный брак». После закрытия церкви здесь помещался трест Арктик-проект, а 12 января 1960 года открылась выставка «Морской флот СССР», показывающая развитие корабельного дела в России с древних славянских челнов до современных атомных ледоколов.

Теперь возвратимся на Трубную площадь и осмотрим внутренний проезд бульвара: о большом доме № 2 на углу Неглинной ушицы уже шла речь в главе «Неглинная улица».

Дом № 4, выделяющийся полуциркульными окнами, появился в 1845 году, левая часть — от арки ворот — пристроена в 1888 году. Здесь долгие годы помещалась гомеопатическая лечебница.

Угловой дом № 6 — образец тяжеловесного ампира, перестроен в 1830-х годах из здания конца XVIII века.

Пересекаем Рождественку. Перед нами один из древнейших памятников Москвы, бывший Рождественский женский монастырь, основанный в 1386 году.