Карта сайта

ПЕТРОВСКИЙ БУЛЬВАР

Петровка, Петровские ворота и бульвар были названы так по Петровскому, или Высоко-Петровскому, монастырю, строения которого занимают квартал вправо от бульвара (см. главу «Петровка»),

Вид на Петровский бульвар преграждает трехэтажный дом — одно из четырех сохранившихся на кольце гостиничных зданий, которые по особому указу Павла I сооружались на рубеже XVIII и XIX веков у бывших ворот по проекту архитектора В. II. Стасова. От этой стасовской гостиницы, к сожалению, остался только фундамент и часть капитальных стен, дом неоднократно перестраивался и современный, весьма банальный облик приобрел в начале 1900-х годов (архитектор А. Е. Вобер).

Петровский бульвар (длина 449 метров) тянется почти прямой линией до Трубной площади. Он состоит из главной аллеи и вплотную прилегающей к пей параллельной, узкой. Бульвар обсажен четырьмя рядами кленов и лип; кое-где видны кусты жимолости. Левая сторона бульвара возвышается над проездом — остатки городского вала. В 1947 году у Трубной площади устроен парадный вход на бульвар — чугунные вазоны и светильники па гранитных постаментах.

После пожара 1812 года, уничтожившего все строения по внешнему проезду бульвара, земля здесь постененно переходила в руки собственников среднего достатка, прежде всего купцов, охотно селившихся в этом исстари торговом районе. Сравнительно ограниченные капиталы новых землевладельцев, с другой стороны — их прижимистость и расчетливость определили характер застройки проезда: множество мелко нарезанных и плотно застроенных участков, отсутствие садов, тесные дворы, узкие лестницы, экономия на каждой пяди и каждом пятаке. Современная линия домов сложилась к концу XIX — началу XX века, не претерпев с тех пор сколько-нибудь существенных изменений.

Ценен для истории нашей культуры трехэтажный дом № 5. Здесь в квартире № 9 в 1920-х годах жил выдающийся советский композитор Р. М. Глиэр; здесь же он писал «Красный мак» — первый советский балет на современную, революционную тему.

На общем сером фоне застройки выделяется богато отделанный и профессионально выполненный дом № 17 (1902 г., архитектор Р. И. Клейн). Его владельцами были виноторговцы Депре, снабжавшие Россию первоклассными французскими винами. Дом до сих пор источает винный аромат. Не выветрились старые запахи? Нет, огромные подвалы занимают склады расположенного рядом винзавода «Самтрест» (бывш. Депре). В 1932—1934 годах дом этот надстроен «Интуристом» на два этажа.

Здесь на бульвар выходит 3-й Колобовский переулок. В XVII веке в этих кварталах стоял стрелецкий полк полковника Колобова.

На противоположном углу, под № 19,— барский особнячок 1820-х годов. В 1850—1860-х годах им владел известный диагност — доктор П. Л. Пикулин. У этого многосторонне образованного человека, блестящего рассказчика и гостеприимного хлебосола, собирались многие видные представители московской интеллигенции: поэт А. А. Фет, прозаик Д. В. Григорович, юрист Б. Н. Чичерин, переводчик Н. X. Кетчер, врач С. П. Боткин, на сестре которого Пикулин был женат. П. Л. Пикулин был связан с А. И. Герценом: в 1855 году привез ему нелегально в Лондон письмо от друзей и запрещенную литературу, оттуда доставил ответные письма «государственного преступника».

Покой окрестных жителей нарушался лаем многочисленных собак, страстным любителем которых был хозяин. Ранее огороженный забором сад перед домом Никулина превращен теперь в площадку для детских игр.

Все остальные дома этой стороны, вплотную прижатые друг к другу, построены в последней четверти XIX века и безликостью своей архитектуры характеризуют вкус заказчиков — малокультурных купцов.

Несколько иной характер носит противоположная сторона бульвара. Кварталы здесь еще во многом сохранили планировку первой половины XIX века, домовладения большие, с дворами и садами, строения расставлены не плотно, а со значительными промежутками друг от друга.