Карта сайта

Немало легенд и преданий окружает владение ...

Немало легенд и преданий окружает владение № 17. В начале прошлого века оно принадлежало богачу майору Осташевскому; жил он в двухэтажном доме, который можно увидеть в глубине двора,— типичный особняк пушкинской эпохи, впоследствии несколько перестроенный, а в 1922 году укрепленный контрфорсами; стоит он торцом к улице. Перед фасадом Осташевский устроил большой сад с прудом, сюда приезжала веселиться московская знать. На пруду устраивались лодочные катания и фейерверки. Как-то в детстве в сад забрел, гуляя с братьями и девочкой Юзенькой, Лев Толстой. Об этом посещении со слов Л. Н. Толстого писал его биограф П. И. Бирюков: «Сад показался им необыкновенной красоты. Там были пруд с лодками, флагами, цветы, мостики, дорожки, беседки и т. д.; они шли, как очарованные...» Хозяин сада их любезно принял, катал на лодке, но когда через несколько дней братья пришли сюда снова, но уже без миловидной Юзеньки, Осташевский через сторожа попросил их уйти. «Они удалились с грустью и зародившимся в их душах недоумением, почему хорошенькое личико их подруги может иметь такое сильное влияние на отношение к ним посторонних людей». Этот случай произвел столь сильное впечатление на Толстого, что он не мог забыть его до конца своих дней.

Остатки сада можно видеть возле дома, пруд давно исчез. Сад Осташевского описан также в романе А. Ф. Писемского «Тысяча душ».

В 1864 году усадьба переходит к экспансивной самодурке Пуколовой, чудачества которой колоритно описал в своих известных мемуарах Ф. Ф. Вигель. Желая пустить пыль в глаза «всей Москве», Пуколова строит здесь, фасадом па бульвар, трехэтажный дом необыкновенно вычурной отделки. Говорили, что это была точная копия ее парижского дома. Однако сама владелица в новом доме не поселилась, а сдавала его под квартиры; просторные же залы бельэтажа снимались для устройства выставок и собраний. Дом этот (надстроен) часто упоминается в мемуарах прошлого века. Здесь в 1867—1869 годах собирался клуб московской художественной интеллигенции — «Артистический кружок», членами которого были А. Н. Островский, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, П. М. Садовский, А. Ф. Писемский и другие. В этом же доме впервые была показана москвичам специально привезенная из Петербурга картина К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова»; позднее ее приобрел П. М. Третьяков. В 1877 году в доме открылся шахматный кружок.

В 1870-х годах актриса Анна Воронова строит двухэтажный (со двора трехэтажный) дом № 19 (архитектор А. А. Мартынов), который сдает под квартиры. В 1890-х годах одну из квартир снимал выдающийся русский хирург Н. В. Склифосовский. 13 1939 году дом был надстроен тремя этажами и заново архитектурно оформлен. Здесь была квартира Героя Советского Союза Цезаря Куникова, погибшего в 19/i3 году иод Новороссийском.

Мы пересекаем узкий Богословский переулок, названный так по стоящей рядом церкви Иоанна Богослова, построенной в 1665 году. Церковь эта упоминается в старой московской студенческой песенке:

От зари до зари, Лишь зажгут фонари, Вереницей студенты шатаются. А Иван Богослов, На пих глядя без слов, С колокольни своей улыбается.

Мы уже знаем, что в домах Бронных улиц и Козихинских переулков обитало столь же неимущее, сколь и бесшабашное московское студенчество.

Дом № 23 — известный москвичам Драматический театр имени Пушкина. Некогда, в начале XIX века, это был ампирный особняк. Незадолго до революции оп стал собственностью трех братьев-студентов Паршиных, в отличие от многих своих полунищих собратьев людей состоятельных, унаследовавших от отца-коммерсанта дом и капиталы. В здании помещались бухгалтерские курсы и воинское присутствие. Молодой режиссер А. Я. Таиров уговорил Паршиных перестроить особняк под театр и арендовал его для своей труппы. 12 декабря 1914 года новый театр, названный Камерным, открылся представлением древнеиндийской драмы «Сакунтала». Однако соседство вовсе не «улыбавшегося со своей колокольни» Иоанна Богослова чуть не оказалось роковым для начинания. Духовные власти отыскали средневековый закон, запрещавший устройство «увеселительных мест» па близком расстоянии от храмов, и потребовали прекращения спектаклей. С большим трудом удалось добиться снятия запрета. Сейчас помещение бывшей церкви принадлежит театру, в нем его мастерские.

В 1930 году здание театра было расширено и снова перестроено. Театр, труппу которого украшала замечательная актриса А. Г. Коонен, прославился такими постановками, как «Любовь под вязами» О'Нила, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. «Госпожа Бовари» по роману Флобера. В 1949 году Камерный театр был закрыт, став жертвой административного произвола. В 1950 году здание радикально перестроено, причем часть его интерьеров получила оформление в стиле пушкинской эпохи. 13 октября здесь открылся Драматический театр имени Пушкина.

Соседнее двухэтажное здание с балконом перестроено из старых флигелей в 1882 году архитектором А. С. Каминским. Флигеля эти входили в большое владение № 25, принадлежавшее в начале прошлого века А. А. Яковлеву, дяде А. И. Герцена. В главном корпусе, за садом, в 1812 году родился революционный писатель-демократ, отчего здание по праву называют Домом Герцена. Этот корпус сохранился еще с екатерининских времен.