Карта сайта

Вскоре по окончании Великой Отечественной ...

Вскоре по окончании Великой Отечественной войпы Гоголевский бульвар был реконструирован и благоустроен. В 1957 году на нем установили новые светильники.

Теперь ознакомимся с внешним проездом бульвара.

Дом № 3 на углу с Кропоткинской улицей стоял еще в 1806 году и принадлежал княжне Софье Волконской. Вверху были жилые помещения, низ сдавался под лавки. В 1899 году здание, купленное булочником Филипповым, надстроено третьим этажом, тогда же сделана пристройка в правой его части.

Перейдем улицу Рылеева — не так давно она называлась Гагаринским переулком, а в XVIII веке — Старой Конюшенной. В конце XVIII — начале XIX века это была главная улица аристократического квартала, расположенного влево от бульвара. Жить в Старой Конюшенной означало принадлежать к московскому барству.

На другом углу — сад с домом (№ 5), главный фасад которого выходит на улицу, а па бульвар — боковая стена с выступом, в котором прорезаны два больших полуциркульных окна (окна с полукруглыми фрамугами,— Ю. Ф.). Узорчатый, украшенный резными каменными колоннами дом необычен для московской архитектуры. Когда и кем он построен? Есть редкий альбом «Панорама Москвы» — серия фотоснимков города, сделанных в 1867 году со строившегося тогда у Пречистенских ворот храма Христа Спасителя. На одном из снимков отчетливо видна часть города, в которой мы находимся: начало бульвара, дом № 3 — тогда еще двухэтажный, начальные дома Гагаринского переулка. Вот и интересующий нас дом № 5 с оградой и садом; все, как сейчас, будто и не прошел век с лишним! Архивы свидетельствуют: загадочный дом построен в 1852 году архитектором Н. И. Козловским для статского советника Секретарева, а сад здесь существовал еще раньше. Долгие годы здесь жил архитектор К. А. Тон, наблюдавший за строительством сооружаемого по его проекту храма Христа Спасителя. В 1920-х годах в квартирах этого здания жили выдающийся кинорежиссер В. И. Пудовкин и педагог С. Т. Шацкий.

Дом № 9 — невзрачный особняк 1880-х годов, фасад его модернизирован накануне первой мировой войны, рядом с ним (№ 11) — пятиэтажный доходный дом, построенный в 1912 году архитектором О. Г. Пиотровичем. Далее — типично московские контрасты! — деревянный домик-крошечка в три окна по фасаду, сохранившийся еще с пушкинских времен (№ 13). В тени небольшого сада — дом № 15,— одноэтажный особнячок, правая, выступающая часть которого построена в 1835 году по проекту архитектора А. Г. Григорьева, а левая пристроена в 1880-м. Дом замечателен тем, что с 1836 по 1849 год в нем жил выдающийся русский полководец генерал А. П. Ермолов. За ним, под № 17, на изломе проезда — массивный пятиэтажный многоквартирный корпус (1903 г., архитектор Н. II. Марков), доходящий до Сивцева Вражка. В нем с половины 1920-х годов жил народный артист СССР Б. В. Щукин — первый и непревзойденный исполнитель роли В. И. Ленина в кино и театре.

Название Сивцев Вражек напоминает о тех далеких временах, когда на месте переулка был овражек (вра-жек), по дну которого протекала речушка Сивка, в древности она, несомненно, именовалась Сивец — отсюда Сивцев. Около стены Белого города Сивка впадала в уже знакомый нам Черторый. В самом переулке, с его неповторимым, специфически московским именем, исстари селилось московское дворянство, а с конца прошлого века — художественная и научная интеллигенция.

Стеклянный кубик на другом углу Сивцева Вражка по своей архитектуре необычен для здешних мест. Это парикмахерский салоп, построенный в 1964 году.

Далее вереница больших доходных домов предреволюционного периода. Корпус № 21, с барельефами филинов у подъездов, построен в 1908 году архитектором Л. Н. Кекушевым; дом № 23, покрытый керамическими плитками,— в 1910 году инженером В. Е. Дубовским, № 29 — в 1905 году архитектором Г. П. Евлановым. Доходный дом № 25 построен в те же годы, но более прост и непритязателен. Выгодно отличается от вычурных доходных домов детище советской архитектуры — дом № 27, построенный в 1933 году архитектором Д. Г. Числиевым с отступом от красной линии проезда. Его скромный, строгий фасад обладает известной выразительностью, оживлен облицовкой из розового артикского туфа.