Карта сайта

Молодого москвича, вероятно, поразит ...

Молодого москвича, вероятно, поразит тот факт, что еще полвека с лишним назад никакой площади здесь не было, если не считать крохотной площадки напротив «Националя». Большую часть нынешней площади занимал обширный, довольно неприглядный квартал весьма разнородных строений, преимущественно торговых. Этот квартал прорезали узенькие переулки с характерными названиями Лоскутный и Обжорный. Тянулся квартал до самого Манежа, с севера его обнимала узкая

Моховая улица, с юга — Манежная, с востока — начальный отрезок Тверской (затем улицы Горького). Постепенно квартал начали сносить. Первые дома — напротив Манежа — разобрали в 1932 году, последние — напротив портика гостиницы «Москва» — в 1938 году. Образовавшаяся площадь поначалу не имела устойчивого названия: в печати ее называли то Новоманежной, то Университетской. В 1938 году за площадью закрепилось наименование Манежной, хотя так уже называли площадь по ту сторону Манежа, напротив Троицких ворот.

Сейчас в середине площади виден закладной камень монумента в память 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, так и не установленного.

Дома, стоящие на площади, пе были рассчитаны на обзор с дальнего расстояния, они стояли на тесной Моховой улице, отсюда некоторая немасштабность застройки обширного пространства. Единственное соответствующее площади сооружение — западный 14-этажный фасад гостиницы «Москва» с высоким портиком. Однако все строения, формирующие площадь, имеют запоминающийся облик и интересны своей историей и архитектурой.

На углу с Тверской улицей стоит гостиница «Националы), открытая в 1903 году (архитектор А. В. Иванов). Этот отель и сегодня один из лучших в городе. Несмотря на название (в первое время она называлась также «Национальной»), русского в ее архитектуре мало. Это типично эклектическое сооружение, каких множество в городах Западной Европы.

После революции гостиница па полтора десятилетия стала 1-м Домом Советов: номера ее были предоставлены под жилье советским и партийным работникам. С И по 19 марта 1918 года в номере 107 жил после переезда правительства в Москву в связи с переносом сюда столицы Советской Республики В. И. Ленин. В эти же годы угловую часть здания украсило майоликовое панно с индустриальным пейзажем — один иа примеров осуществления ленинского плана монументальной пропаганды. В разное время в «Национале» останавливались иностранные писатели Анатоль Франс, Анри Барбюс, Джон Рид, Герберт Уэллс, Мартин Андерсен-Нексе, Пабло Неруда, певец Поль Робсон; жили
здесь советские композиторы С. С. Прокофьев, Б. В. Асафьев и А. И. Хачатурян.

Соседний дом, занятый Госкоминтурнстом,— подражание стилю ренессанс. Дом, отстроенный к 1934 году по проекту академика И. В. Жолтовского, вызвал бурную дискуссию среди архитектурной общественности. Построенный опытным и талантливым зодчим, он намеренно воспроизводил формы одного из итальянских дворцов XVI века, созданного великим Палладио, а это не соответствовало функции жилого дома. И в самом деле — в нем поместили учреждение. Вместе с тем дом построен с большим вкусом и мастерством, его величавая нарядность не оставляет равнодушным.

Рядом — здание, выходящее фасадом во двор, а боковой стеной — к Моховой. Оно построено в стиле классицизма и весьма похоже на расположенное рядом старое здание университета. На самом деле — это имитация, дом строился в 1913—1918 годах для института минералогии и геологии при университете, с 1930 года в нем находился геологоразведочный институт имени Серго Орджоникидзе. Автор проекта здания — видный зодчий Р. И. Клейн. После переезда института в новое здание здесь открыт повый Геологический музей имепи В. И. Вернадского.

Подлинным и прекрасным образцом русского классицизма является здание Московского университета, возведенное в 1786—1793 годах по проекту Μ. Ф. Казакова и восстановленное в несколько измененном виде после пожара 1812 года архитектором Д. И. Жилярди. Пе только художественными достоинствами дорого нам это здание, но и своей богатой историей. Здесь учились, преподавали, бывали очень многие замечательные русские люди. Двое из них — А. И. Герцен и Н. П. Огарев увековечены в статуях работы Н. А. Андреева, установленных в 1922 году перед фасадом. Первый русский университет, колыбель отечественной науки и культуры, научный центр мирового значения, продолжает жить и развиваться как в своих старых корпусах, так и в новых, расположенных па Ленинских горах.