Карта сайта

Дом № 25 — первая автоматическая телефонная станция ...

Дом № 25 — первая автоматическая телефонная станция Москвы, воздвигнутая в 1927 году по типовому проекту инженера В. В. Патека (монтаж оборудования был завершен в 1930 г.).

За уныло-казенным зданием бывшей богадельни, ныне занятым музыкально-педагогическим училищем, высится храм Николы в Пыжах — прекрасный образец церковного зодчества середины XVII века. Мощный куб храма венчают пять соразмерных ему глав с кокошниками; особенно живописна шатровая колокольня.

За церковью этажность улицы понижается, время как будто отодвигается на столетие, маленькие домики словно дремлют, вспоминая давно ушедшую молодость. Среди них своими крупными объемами и четырьмя колоннами на паперти выделяется здание бывшей церкви Иверской богоматери или — по приделу — Георгия на Всполье, построенное в стиле классицизма в 1802 году по проекту И. В. Еготова. Ныне здесь клуб ВАРЗа.

В веренице староордынских особняков выделим особо ценные по левой стороне: № 41 (где нарсуд), построенный в 1821 году; № 45 — чудом уцелевший нештукатуренный деревянный дом начала прошлого века; № 49 и 53, сберегшие пропорции и детали стиля ампир.

Дом № 41, принадлея{авший сестре Саввы Морозова А. Т. Карповой, в 1900-х годах перестраивал архитектор Μ. Ф. Бугровский, интерьеры оформлял скульптор С. Т. Коненков.

Под № 55 — двухэтажное здание с тремя полуциркульными окнами посредине построено в 1880 году для Александро-Мариинского училища в память посещения Александром II городского головы Королева. Оно предназначалось «для беднейших детей... с бесплатным обучением и завтраками». При доме были квартиры, одну из которых в 1917 году снимал Н. И. Бухарин.

В конце улицы — хорошо известное всем любителям сценического искусства театральное здание. Оно перестроено из кинотеатра «Кино-Палас» в 1914 году по проекту архитектора Н. А. Спирина для антрепренера П. П. Струйского, открывшего здесь свой театр. С 1925 года в нем выступала труппа Замоскворецкого театра, именовавшегося потом театром Замсовета и Ленсовета. После войны помещение было передано Малому театру для его филиала.

Правая сторона улицы начинается с маленьких, на вид ничем не привлекательных домов № 2—8. Вглядитесь, однако, в них с уважением: в основе своей это строения XVII века, былые жилища кадашевских ткачей. Реставрация вернет им первозданный облик, и весь этот уголок Москвы заиграет яркими красками, привлекая тысячи любознательных.

Двухэтажные коробочки еще на довольно большом протяжении заполняют правую сторону улицы, прерываясь лишь четырехэтажным домом № 18 начала XX века с эркером в угловой части. За ним памятник зодчества, достойный самого внимательного обозрения,— церковь Всех Скорбящих. Главное украшение Большой Ордынки — творение талантливейших мастеров

В. И. Баженова и О. И. Бове. Первый воздвиг трапезную и колокольню (1791 г.), второй пристроил великолепную алтарную ротонду с высоким- барабаном и куполом (1828—1833 гг.). Здание покоряет изяществом и гармонией, являя собой один из лучших образцов русского классицизма.

За церковью, по улице,— старинные, ушедшие в землю домики ее причта.

Трехэтажный дом № 22 сухостью своих форм и характером отделки типичен для дореволюционного учебного заведения — он был построен для епархиального училища. В советское время в пем поместилась школа красных коммунаров, а затем рабфак.