Карта сайта

За 2-м Монетчиковским переулком высятся огромные ...

За 2-м Монетчиковским переулком высятся огромные корпуса типографии бывшей Сытина, ныне 1-й Образцовой. Сытинские печатники принимали активное участие в революции 1905 года, о чем напоминает мемориальная доска: «Здесь в 1905 году проходили массовые митинги рабочих и были напечатаны 1-й и 4-й номера «Известий Московского Совета рабочих депутатов». В отместку за революционную деятельность рабочих полиция сожгла здание типографии; нынешнее отстроено после 1905 года по проекту А. Э. Эрихсона. У видного издателя-просветителя в типографии бывала Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький. Чехов писал в 1893 году: «На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика покупателя не толкают в шею. Сытин умный человек и рассказывает интересно».

Прославившийся своими дешевыми изданиями для парода, И. Д. Сытин продолжал участие в делах типографии и тогда, когда она уже стала государственным достоянием.

В старинном доме № 2 начала XIX века, перешедшем в собственность к фабрикантам Мещериным, жили братья И. Э. и В. Э. Грабарь — художник-искусствовед и юрист-международник. На углу долгое время располагался один из первых кинотеатров Замоскворечья — «Пятницкий», потом «Заря».

Ближе к углу Черниговского переулка возвышается колокольня церкви Иоанна Предтечи, 1753 года постройки, с красивой оградой начала XIX века. Длинный двухэтажный дом № 6, стоящий с конца XVIII века, скрывает в себе палаты допетровской эпохи.

В этом доме в 1898 году родился и провел юные годы известный поэт-песенник В. И. Лебедев-Кумач. Трехэтажный дом № 8 построен в 1883 году архитектором Μ. Н. Чичаговым.

В миниатюрном, дошедшем до нас еще с позапрошлого века домике под № 12 в 1854—1855 годах снимал квартиру молодой Л. Н. Толстой, работавший здесь над повестью «Казаки» и рассказом «Альберт». Его навещали Α. II. Островский и А. А. Фет. Здесь открыт выставочный зал — филиал Музея Л. Н. Толстого.

За весьма посредственным в художественном отношении доходным домом № 14 — два трехэтажных здания стиля ампир: № 16, украшенный пилястрами (длинная, равная но высоте пристройка справа — более поздняя), и № 18. Особенно хорош последний дом, е его величественной колоннадой: он построен в 1818 году для горнозаводчика Демидова выдающимся зодчим О. И. Бове.

Следующий замечательный архитектурный памятник улицы — монументальный пятиглавый храм Климента, воздвигнутый канцлером и любимцем императрицы Елизаветы Петровны А. Бестуя?евым-Рюминым в память о ее восшествии на престол. Храм, как полагают некоторые исследователи, строил П. А. Трезини (другие считают, что А. П. Евлашев) в стиле позднего барокко, постройка была закончена в 1774 году.

На этом месте, у Климентовского остроя?ка (укрепления), в 1612 году произошла героическая схватка отряда казаков с войсками польского гетмана Хоткевича, после которой наступавшие на Москву интервенты вынуждены были спасаться бегством. Этому историческому событию посвящена одна из сцен пьесы А. Н. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».

Дома № 30—40 — характерные для Замоскворечья постройки первой половины прошлого века. Некоторые из них сохранили дворы, обстроенные былыми конюшнями, сараями, амбарами. Такими домами владели герои Островского — богатые, прижимистые купцы; здесь снимали квартиры бедные чиновники вроде Жадова из «Доходного места»; происходили сценки наподобие изображенной па известной картине П. А. Федотова «Сватовство майора».

Впрочем, глядя на двухэтажный дом № 40 с портиком из пяти полуколонн, трудно отделаться от представления, что именно его имел в виду А. П. "Чехов в повести «Три года». Эту «тюрьму на Пятницкой», где прошло «длинное, скучное детство» героя — купеческого сына, где «наверху жили хозяева, а в нижнем этаже и во флигеле приказчики, помещаясь по трое и четверо в одной комнате», Чехову удалось описать с внешним спокойствием и потрясающим внутренним трагизмом.