Карта сайта

Далее — четыре двухэтажные коробочки ...

Далее — четыре двухэтажные коробочки, из которых вторая и третья более чем полуторавековой давности; на третьей хорошо сохранились ампирный фриз и медальоны на фасаде. В доме под № 45 (правое строение) в первые годы революции был открыт кинотеатр «Народная свобода», а в 1923 году сюда переехала музыкальная школа, образованная учениками выдающегося пианиста К. Н. Игумнова, имя которого она носит. В школе бывали сам Игумнов, композитор Р. М. Глиэр, певец А. Л. Доливо, учились Зара Долуханова и многие другие, ставшие большими музыкантами. В 1976 году эта школа переехала в просторное и благоустроенное помещение неподалеку (улица Чернышевского, 39).

Далее, на месте стоявших здесь малоценных мелких строений провинциального типа, протянулось огромное, современных форм здание кинотеатра «Новороссийск» с двумя залами — на 1000 и 209 мест, построенное по проекту 10. Г. Павлова к 60-й годовщине Октября. У ступеней главного входа — реликвия Великой Отечественной воины, восьмитонный якорь из Цемесской бухты, дар трудящихся города-героя Новороссийска своему «тезке» — новому кинотеатру.

Небольшой, по уютной и привлекательной площади, образованной в 1978 году перед кинотеатром «Новороссийск», присвоено имя Героя Советского Союза майора Цезаря Куникова, особо отличившегося в боях за освобои^дение Новороссийска.

Вернемся к Старосадскому переулку, чтобы осмотреть правую сторону улицы. Квартал до Колпачного переулка сохранил малоэтажные дома более чем стотридцатилетней давности — на редкость упорно сберегает свой старинный облик Покровка! Название Колпачный говорит о том, что здесь до XVIII века была слобода мастеров мужских головных уборов — колпашников. Очень приятными пропорциями выделяется расположенный на левом углу переулка дом № 10, несомненно дошедший до нас с времен классицизма. Такого же почтенного возраста маленький и непритязательный, увенчанный широким треугольным фронтоном домик с табачным магазином (№12). Угловой, у Покровских ворот, трехэтажный дом № 14 проектировал один из архитекторов школы Μ. Ф. Казакова. В 1812 году здание не сгорело, но трижды с тех пор перестраивалось, последний раз в 1961 году. Этот небогатый, рядовой дом Позапрошлого века, лучше всего сохранивший свой дворовый фасад, заслушивает еще одной перестройки — реставрации, которая вернула бы ему первоначальный вид.

Под № 22 — одна из достопримечательностей не только улицы, но и всей Москвы, так называемый дом-«комод», построенный неизвестным зодчим школы Растрелли в конце 1760-х — начале 1770-х годов. Это редкий в гражданской архитектуре Москвы образец елизаветинского барокко. Зимним дворцом в миниатюре называли его в старину. И в самом деле: сложный, причудливый рельеф и характер украшений напоминают бывшую императорскую резиденцию в Ленинграде. Бытующая до сих пор легенда, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила Алексею Разумовскому, не имеет ничего общего с действительностью. Первовладельцами здания были Апраксины, потом князья Трубецкие, у которых бывал в гостях Пушкин. В 1861 году дом переоборудуется под 4-ю мужскую гимназию, в которой учились К. С. Станиславский и Η. Е. Жуковский — отец русской авиации, философ В. С. Соловьев, филолог А. А. Шахматов, писатель А. М. Ремизов. После революции гимназия стала школой, а затем некоторое время районным Домом пионеров и школьников.

Тем же стилем барокко выделялась пышная церковь Воскресения в Барашах (№ 26, 1734 г.), утратившая многие свои художественные достоинства после перестройки здания двести лет спустя, когда здесь обосновался ГУЛаг НКВД.

Флигельки владения № 28 — образцы простой и бесхитростной интерпретации стиля ампир 1810—1820-х годов. Дом № 32 — того же времени, но совершенно видоизменен, мало чем отличаясь теперь от окружающих бесцветных построек второй половины XIX века (№ 24, 28 — дворовый корпус, № 30). Дом № 34 — 1808 года постройки, но перестроенный в 1875 году.