Карта сайта

Немалый интерес представляет дом № 47 ...

Немалый интерес представляет дом № 47 — одна из первых новаторских построек советского времени, выполненная в конструктивистских формах, из стекла и бетона (1925 г., архитектор Б. М. Великовский). Сначала тут был Госторг, затем Наркомат (в дальнейшем Министерство) торговли РСФСР. Новизной архитектуры дом вызвал восторженное внимание москвичей, особенно порая?али его огромные окна. «Солнцами окоп сияет Госторг»,— писал Маяковский в стихотворении «Автобусом по Москве». Дома такого типа в те времена многим казались прообразом застройки социалистической Москвы, и тот же Маяковский в сценарии фильма «Позабудь про камин», где показывалась Москва будущего, предусматривал съемку перспективы улицы с домами типа Госторга.

Последний по этой стороне улицы угловой дом № 49 — особняк начала XIX века с переделанным впоследствии фасадом; дворовая его часть с антресолями сохранилась лучше. В 1920-х годах в здании находился Государственный институт музыкальной науки (ГИМН) с Музеем музыкальных инструментов, затем Москонцерт.

Возвратимся к Мясницким воротам. Первый дом по правой стороне (с продмагом) будет описан в главе «Чистопрудный бульвар».

За Большевистским (бывш. Гусятников) переулком — ряд разностильных, малоценных в художественном отношении доходных домов второй половины XIX — начала XX века.

Дом № 38, отличающийся крупными эркерами, до революции принадлежал доктору А. П. Ланговому, крупному коллекционеру живописи, страстному любителю искусства, у которого собирались виднейшие московские художники начала нашего века. Весьма выгодно на фоне этих зданий выделяется жилой дом № 40а (1948 г., архитектор А. Т. Капустина), окрашенный в два цвета, с интенсивным ритмом красивых арок и балконов, оживляющих плоскость фасада. Некоторое время здесь жил академик М. В, Келдыш. Далее — так называемый старый почтамт (под № 40) — трехэтажное неброское здание XVIII века. Оно обезличено позднейшими перестройками. С 1742 года здесь помещался московский почтамт, а с конца XVIII века оставалась часть его служб; в 1905 году проходили массовые собрания почтово-телеграфных работников, а 11 октября — дая{е стычка забастовщиков с царскими войсками. Корпус слева — в основе своей палаты конца XVII века, которым со временем будет возвращен их древний нарядный облик.

Под № 42 — великолепная усадьба, построенная в 1797—1802 годах для майора Барышникова Μ. Ф. Казаковым, который использовал для правого корпуса и части главного здания древние сводчатые палаты — отсюда и асимметрия крыльев. За обширным парадным двором красуется чудесных форм дом с колоннами. Хорошо сохранились и роскошно отделанные интерьеры. В 1820-х годах у С. Н. Бегичева, ставшего владельцем дома, останавливался его друг А. С. Грибоедов, работавший тут над комедией «Горе от ума». На вечерах у Бегичева, тесно связанного с будущими декабристами, бывали поэты В. К. Кюхельбекер и Д. В. Давыдов, писатель В. Ф. Одоевский и композитор А. Н. Веретовский. Со второй половины XIX века здание заняла Мясницкая больница, сейчас здесь редакция еженедельника «Аргументы и факты».

Не обойдем вниманием скромный дом № 44 па левом углу улицы Грибоедова. С 1826 года он принадлежал семье Арсеньевых, знакомых Пушкина, и не исключено, что поэт посещал их здесь. Но более уверенно можно назвать этот особняк «домом трех композиторов». В 1843 году у Арсеньевых гостил гастролировавший в то время в Москве Ференц Лист. В 1880-х годах домом владела меценатка П. Ф. фон Мекк, известная своей перепиской с П. И. Чайковским. В эти годы в отсутствие хозяйки композитор нередко останавливался в одной из угловых комнат нижнего этан?а. Учителем музыки у дочерей фон Мекк был живший в ее доме молодой Клод Дебюсси — впоследствии выдающийся французский композитор-импресспонист.

Заслуженным старожилом улицы является вросший в землю соседний особнячок с полуциркульными окнами и медальонами. Когда-то он принадлежал сестре полководца Суворова.

Впечатление от этих уютных и милых строений разрушает напыщенный и безвкусно отделанный доходный дом на углу с Большим Козловским переулком (№ 46/2), выросший в конце XIX века. Одним из квартирантов его в начале 1900-х годов был художник

К. Ф. Юон, красочно запечатлевший на многих своих полотнах уголки старой Москвы.

В этом месте, на небольшой площади, улица разветвляется как бы на два протока. Правый из них — Мясницкий проезд — был проложен в 1830-х годах по направлению к Красным воротам (ныне Лермонтовская площадь). Левый проезд — завершение Мясницкой — застроен в 1895 году высоким краснокирпичным домом (№ 48), несколько напоминающим фабричный корпус, и небольшими строениями второй трети прошлого века (№ 50), которые использовались под постоялые дворы и трактиры.

В доме № 48 жил выдающийся художник К. А. Коровин.