Карта сайта

Пример истинно великой, а не декоративно-рекламной ...

Пример истинно великой, а не декоративно-рекламной архитектуры — дом № 21, творение В. И. Баженова (1793 г.). Главную прелесть «Юшкова дома» (так он называется по фамилии первовладельца-генерала) составляет монументальная и вместе с тем преисполненная изящества угловая полуротонда, обращенная взору путника, едущего к центру. Высокоталантливое творение Баженова долгое время служило художественно-образовательным целям. С 1844 года в здании располагалось Училище живописи и ваяния, с 1865 года здесь стали учить и зодчеству. Из стен училища вышли десятки выдающихся живописцев, скульпторов, архитекторов; даже простой .перечень известных мастеров, преподававших и учившихся здесь, не уместился бы на этой странице. Мемориальная доска сообщает о том, что с 1857 по 1882 год здесь преподавал А. К. Саврасов. В «Юшковом доме» начиная с 1872 года устраивались многие выставки передвижников. В конце XIX века здание было переделано: расширены окна, изменена отделка; справа по переулку к нему пристроили кирпичный корпус. Многие десятилетия «Юшков дом» занимали разные мелкие учреждения. Ныне здесь вновь восстанавливаются художественные традиции, здание займет Всероссийская академия живописи, ваяния и зодчества.

Перед революцией во дворе училища выросли высокие корпуса, в которых снимали квартиры многие видные художники. В 1921 году, когда училище стало Вхутемасом (Высшие художественно-технические мастерские), находившееся во дворе общежитие-коммуну студентов посетили В. И. Ленин и Н. К. Крупская. Более двух часов беседовал Ленин с молодыми вхутемасовцами об учебе, литературе и искусстве, убеждая их усвоить все лучшее из культурного наследия прошлого и на этой основе создавать новую, советскую куль-туру. Это посещение увековечено мемориальной доской. В дворовых корпусах владения жили поэт Η. Н. Асеев, художники Н. А. Касаткин, В. Α. .Фаворский и В. Е. Татлин, в 3-м подъезде находилась первая московская квартира Д. Д. Шостаковича после переезда его в 1943 году в столицу.

Квартал за Бобровым переулком в 1972 году был очищен от мелких строений и превратился в сквер и стоянку почтамтских автомашин. Далее — Тургеневская площадь.

Вернемся к Лубянской площади, чтобы осмотреть правую сторону Мясницкой на первом ее отрезке. Монументальное здание Вычислительного центра выросло здесь к 1987 году. В дворовом корпусе в 1974 году открылся музей В. В. Маяковского.

Заново оформленный недавно дом № 6 известен обширным двухэтажным торговым помещением, в котором с августа 1957 года работает один из лучших и богатейших книжных магазинов Москвы — «Книжный мир». В 1987 году помещения магазина радикально реконструированы в соответствии с новейшими требованиями книготорговли. Облицованный песчаником дом № 8 воздвигнут в 1899—1903 годах архитектором Ф. О. Шехтелем для фабриканта Кузнецова — владельца Дулевского завода, снабжавшего Россию стеклянными и фарфоровыми изделиями. Сам дом, его окна, витрины, все детали внушительны по размерам. Это своего рода крепость, призванная свидетельствовать о прочности и несокрушимости фирмы. После революции в конторских помещениях верхних этая?ей расположился Синдикат силикатной промышленности. Дом надстроен одним этая?ом.

Далее — Большой Комсомольский переулок, названный так по находившемуся в нем одно время ЦК комсомола. До 1932 года он именовался Большим Златоустинским — по монастырю.

Квартал между Большим Комсомольским и Кривоколенным переулками заставляет нас перенестись в далекое прошлое Мясницкой. Еще в конце XVII века эта земля была занята подворьями вятского (№ 10) и тульского (№ 14) архиереев. В XIX веке оба подворья сдавшись в аренду московским купцам. Разумеется, архиереям на время их наезда в Москву здесь «был готов к стол и дом», но в остальном это были заведения, ничего общего с религией не имевшие. По документу 1802 года, владение Вятского подворья стояло «под каменным строением о трех этажах, из коих в нижнем погреба, в середнем лавка, харчевня", калашная изба и покой к винному погребу, а в верхнем жилые покои». Таково же было и Тульское подворье, вплоть до революции занятое грязноватой гостиницей и трактиром. В 1833 году мещанка Волкова построила между обоими подворьями двухэтажный дом (№ 12) с погребом и лавкой, стоящий доныне.

За Кривоколенным переулком (лет сто назад он назывался просто «Кривое колено») высится дом № 18 в стиле модерн (1903 г., архитектор И. Т. Барютин) — купца Мишина, торговавшего посудой и лампами.