Карта сайта

МЯСНИЦКАЯ УЛИЦА

Полтора километра длины и полтысячелетия истории — так можно вкратце охарактеризовать Мясницкую. Эта магистраль известная, значительная, старинная, одно время даже претендовавшая на роль главной улицы Москвы. 13 отличие от Сретенки она непрерывно менялась по своему направлению и по характеру застройки. Такой, какой мы ее знаем сегодня, она в общих чертах сложилась только к началу нашего века.

Сначала на ней жили уроженцы Новгорода — бояре н купцы, переселенные сюда Иваном Грозным. Затем главным образом мясники, откуда и пошло ее название Мясницкая. С петровских времен обосновалось титулованное дворянство во главе со всемогущим Меншиковым. Не случайно: Мясницкая вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу (Лефортово), по ней часто проезжал царь, его семья и приближенные. В XIX веке улицу облюбовало богатое купечество, с конца же прошлого века Мясницкая превратилась в средоточие торгово-промышленного капитала, прежде всего фирм, торгующих самыми современными товарами: станками, металлическими изделиями, электрооборудованием, технической аппаратурой. К фирмам надо добавить банки. Мясницкая была самой деловой, самой буржуазной улицей дореволюционной Москвы. На ней охотно селились коммерсанты, финансисты, инженеры, юрисконсульты, служащие фирм.

Впрочем, такая характеристика страдает ограниченностью. Мясницкая издавна была и улицей искусства. Гордостью ее были два прославленных художественных училища, знаменитая чертковская библиотека, дом просвещенного дворянина Бегичева — друга Грибоедова... На Мясницкой родилась московская почта... Да, нелегко определить многообразную суть этой улицы в нескольких словах.

Ныне начальный ее отрезок похож на темноватый и узкий, заставленный тяжеловесной мебелью коридор. Таким улицу сделал его величество капитал, загромоздивший ее каменными громадами. Полтора-два века назад Мясницкая выглядела иначе: просторней, светлей, привлекательней. По пей охотно гуляли, катались в экипажах. Тоскуя «в горестной разлуке» по Москве, Пушкин писал:

То ли дело быть па месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять!

Особенно резко начала меняться Мясницкая с середины прошлого века, когда стала главным путем к центру от вокзала — сначала одного, потом трех. По ней устремился основной поток приезжих. На оживленной трассе поспешили открыть конторы и магазины прежде всего иностранные купцы, за ними потянулись отечественные. Но улица, капитально застроенная, не стала шире, конка, а затем трамвай оставляли другому транспорту совсем мало места, умножились уличные катастрофы. Проблема движения на Мясницкой стала тревожить даже неповоротливую городскую думу.

Вплотную этим вопросом занялся Моссовет. Именно под Мясницкой решили провести первую линию метрополитена. С 1935 года он принял па себя основную массу пассажиров, едущих к вокзалам и от вокзалов. В 1924 году в помощь трамваю пришел автобус, а вскоре и троллейбус. Но как быть с развивающимся нерельсовым транспортом? Градостроители пришли к выводу: расширять капитально застроенную магистраль трудно и неэкономно. Генплапом 1935 года было решено: пробить для разгрузки улицы параллельный ей Новокировский проспект, улице я?е оставить функции магистрали местного значения.

Вернемся к далекому прошлому Мясницкой. Пожар 1812 года уничтожил почти все ее деревянные строения, на их месте появились каменные, капитальные.

1905 год ознаменовался на Мясницкой рядом митингов, собраний, историческим заседанием Московского Совета рабочих депутатов, принявшим решение провести всеобщую политическую стачку. 12 декабря на улице были сооружены баррикады. Но еще более значительную роль улица сыграла в октябре Ί917 года, когда успехи красногвардейцев в ожесточенных боях за почтамт, телеграф, телефонную станцию во многом определили исход сражения за Советскую власть в Москве.