Карта сайта

КАРЕТНЫЙ РЯД

Даже коренному москвичу нелегко указать границу между Петровкой и Каретным рядом: она достаточно условна. Слева начало Каретного ряда определяет Успенский переулок, справа — Средний Каретный переулок. По существу же, это одна и та же улица: вплоть до конца XVIII века на всем своем протяжении она именовалась Петровкой.

Улица, на которой давно уже не увидишь ни одной кареты, приобрела — сначала в обиходе, а потом официально — свое нынешнее название Каретный ряд. Иногда улица ввиду ее относительной ширины и малой протяженности именовалась площадью. Каретнорядской площадью назвал ее в одном из писем А. П. Чехов.

С вступлением в Москву армии Наполеона сюда устремились французские маршалы и генералы, чтобы отобрать для себя лучшие экипажи, на которых они мелом надписывали свои имена. Не успели незваные гости разойтись, как запылали и лавки, и отобранный товар. Поджог совершили сами каретники, чтобы лишить врага добычи.

После ухода наполеоновской армии из столицы Каретный ряд быстро отстроился и возродился. В путеводителе 1831 года читаем: «Здесь можете, почтенный читатель, если вы охотник до экипажей, заказать или купить какой угодно экипаж, работа наших московских каретников весьма чиста и всегда во вкусе».

Между лавками располагались дома богатых дворян, потом перешедшие к купцам. Место для жилья было завидное, бойкое: легко и нужные коммерческие связи завязать, и выгодного клиента найти. Недаром разбогатевший Подхалюзин в комедии Островского «Свои люди — сочтемся!» говорит будущей жене: «Нешто мы в эдаком доме будем жить? В Каретном ряду купим-с, распишем как: на потолках это райских птиц нарисуем, сиренов, капидонов разных — поглядеть только будут деньги давать».

Каретами здесь торговали до самой революции. Строения с большими арками — бывшие каретные лавки — можно видеть и сейчас на правой стороне улицы. Некоторые каретники накануне первой мировой войны стали продавать здесь легковые автомобили.

Транспортная слава Каретного ряда не ограничивалась каретами и автомобилями. В 1865 году на этой улице построили (где точно — не установлено) Московскую вагонную фабрику, изготовлявшую железнодорожные вагоны с мягкими спальными местами.

В 1905 году у сада «Эрмитаж» Каретный ряд перегородили баррикады, затруднявшие царским войскам продвижение к мощному узлу сопротивления восставших на Угольной площади и нынешней Краснопролетарской улице.

Большую часть левой стороны Каретного ряда занимает небольшой, но уютный сад «Эрмитаж», открытый в 1894 году на пустыре разбогатевшим предпринимателем из бывших лакеев Яковом Щукиным. Его инициалы ЯЩ до сих пор можно прочитать па цоколях, оставшихся от фонарных столбов в центре сада. Название он не без умысла заимствовал от упраздненного незадолго до того популярного сада «Эрмитаж», который располагался на Селезневке и принадлежал известно-. му театральному деятелю М. В. Лентовскому, поранившему москвичей своими феериями и аттракционами.

Еще о названии: эрмитажами в XVII—XVIII веках было модно называть уединенные дворцы королей и вельмож. В переводе это слово означает «жилище отшельника». Тем не менее в Москве эрмитажами стали называться весьма шумные и людные места — публичные сады и рестораны.

Новый сад «Эрмитаж» вошел в историю русского кино и театра. В 1896 году в располагавшемся на открытом воздухе театре, который в 1909-м покрыли крышей, нынешнем Зеркальном, впервые в Москве для широкой публики демонстрировался кинофильм (братьев Люмьер). В каменном зимнем театре (слева от входа) в 1898 году спектаклем «Царь Федор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр, только в 1902 году переехавший в собственное здание в Камергерском переулке.