Карта сайта

Своей высотой и стройностью колокольня покоряет ...

Своей высотой и стройностью колокольня покоряет каждого, это давняя любимица москвичей. Даже в современной многоэтажной Москве она видна издали из самых разных мест. А. М. Горькому она напоминала вонзившийся в небо палец с золотым ногтем.

Название «Иван» связано с тем, что колокольня была построена для церкви Иоанна Лествичника; служила она также сторожевой дозорной башней. В 1532— 1543 годах с северной стороны к ней пристроили четырехэтажную звонницу, увенчанную столпом со шлемо-видным куполом, а в 1624 году здесь появилась новая пристройка с шатровым верхом, так называемая Фила-ретова звонница. Колокола этих сооружений обслуживали главные кремлевские соборы, прежде всего Успенский. При уходе из Москвы войска Наполеона взорвали обе звонницы, но уже в 1814—1815 годах их восстановили.

Близ колокольни «Иван Великий» установлен Царь-колокол, уникальный памятник древнерусского литейного искусства массой 200 тонн и высотой 6,14 метра. Он был отлит из бронзы в 1735 году мастерами И. Ф. и М. И. Моториными, но во время пожара 1737 года, находясь в отливочной яме, получил серьезные повреждения, дал трещины, от него откололся большой кусок. Так колокол и оставался в яме, пока в 1836 году его не подняли, установив на каменный пьедестал. В 1980 году он тщательно отреставрирован.

Ближе к Москве-реке — собор архангела Михаила или Архангельский, построенный в 1505—1508 годах венецианским архитектором Алоизием; москвичи называли его Алевизом Фрязином или Алевизом Новым. Так же, как при строительстве Успенского собора, здесь широко и умело использованы приемы и особенности русской архитектуры. Однако традиционное русское пятиглавие обогащено пышным оформлением фасадов в стиле итальянского ренессанса. С восточной стороны к собору на рубеже XVI—XVII веков пристроены два миниатюрных придела. Очень нарядно внутреннее убранство собора. Многие века, вплоть до XVIII века, он служил усыпальницей московских великих князей и русских царей. Здесь, под богатыми надгробиями, хранятся останки Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ива-па III, Ивана Грозного и других.

Сейчас кремлевские соборы открыты как музеи.

Над крутым склоном Кремлевского холма разбит тщательно ухоженный, засаженный хвойными и фруктовыми деревьями Тайницкий сад. В советское время в редкие часы отдыха здесь любил гулять В. И. Ленип. В 1967 году в этом саду ему установлен памятник (скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский).
Далее фасадом к Москве-реке выходит здание, построенное в 1932—1934 годах для Школы красных командиров имени ВЦИК. Архитектор И. И. Рерберг придал ему черты, характерные для русского классицизма, дабы оно гармонировало с соседним зданием бывшего Сената. После Великой Отечественной войны в нем располагался Кремлевский театр, ныне здесь работает Президиум Верховного Совета СССР. На этом месте до 1932 года стояли ценнейшие ансамбли Чудова и Вознесенского монастырей, основанных в XIV веке.

Прекрасный памятник эпохи русского классицизма — здание бывшего Сената, ныне — Совета Министров СССР. Оно воздвигнуто в 1776—1787 годах замечательным русским зодчим Μ. Ф. Казаковым. Мерный ритм оконных проемов и пилястр, строго продуманные пропорции придают этому крупномасштабному сооружению спокойный и величественный вид. Оно никак не претендует на соперничество с инородными по характеру древними памятниками Кремля, вписавшись в его ансамбль свободно и гармонично. Центр его обозначен массивным зеленым куполом, над которым ныне постоянно реет красный флаг. Под куполом — чудесный Свердловский (бывший Екатерининский) зал, круглый в плане, украшенный барельефами. Здесь проводятся пленумы ЦК КПСС, вручаются Ленинские и Государственные премии.

На третьем этаже здания находится музей «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле», открытый для посещения с 1955 года. Здесь Ленин жил и работал с марта 1918 по май 1923 года. Отсюда он руководил партией и молодой Советской страной, тут написал многие свои произведения.

Северную часть Кремля занимает здание Арсенала, трапециевидное в плане. Воздвигнутое в начале XVIII века, оно неоднократно перестраивалось, но сохранило суровые, строгие формы. Вдоль стены Арсенала выставлены трофейные пушки, отбитые в 1812 году у армии Наполеона. Здесь же можно увидеть старинные русские орудия XVI—XVII веков. Две мемориальные доски, укрепленные у южных ворот, напоминают о героических и трагических событиях, происходивших в степах Кремля в нашем веке.