Карта сайта

Архитектурные памятники - 19 - От жилого комплекса XVII века хорошо сохранился ...

От жилого комплекса XVII века хорошо сохранился Теремной дворец. В 1635—1636 годах группа русских зодчих — Важен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Ларион Ушаков — на двух нижних этажах (XVI века) возвели парадные и жилые палаты для царя Михаила Федоровича. Построенные в чисто русском стиле, богато украшенные резными белокаменными деталями, изразцами, железными коваными кровлями, терема привлекают внимание своей живописностью и красочностью. Все комнаты почти одинакового размера. В плане они квадратные, с низкими сомкнутыми сводами. Первая комната в старину называлась Трапезной. Здесь поутру собирались бояре, ожидая выхода царя. Во второй комнате — Крестовой, или Гостиной,— проходили «сидения» царя с боярами. За ней расположена Тронная, или царский Кабинет. Среднее окно этой комнаты называлось челобитным. Согласно легенде, из него опускали на площадь ящик, куда можно было класть челобитные царю. Эти челобитные подолгу никто не читал, потому в народе ящик прозвали «долгим». Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик». Четвертая, замыкающая анфиладу комната — Опочивальня, и рядом с ней — Молельня.

Комнаты были отделаны со всей возможной для того времени роскошью. В окна, украшенные белокаменными резными наличниками, в старину вставлялась цветная слюда. Лучи солнца, проникая через нее, играли на пестрых изразцах старинных муравленых печей и на роскошных коврах, которыми устилали полы комнат в торжественных случаях. Яркая, сочная настенная живопись изобиловала позолотой. Даже крыши теремов в XVII веке, как рассказывают документы тех лет, были позолочены.

Внутреннее убранство теремов дошло до нас после реставрации в 30—40-х годах XIX века. По фрагментам резьбы XVII века, по рисункам академика Ф. Г. Солнцева изготовили резные дубовые подоконники и стилизованную под старину мебель. Эта реставрация значительно изменила первоначальный архитектурно-художественный облик здания.

Советские реставраторы в 1968 году восстановили былую архитектуру трех верхних ярусов теремов с полихром-ной раскраской белокаменных оконных наличников, эффектно выделяющихся на возобновленном ярко-красном фоне стен. Отреставрированы также интерьеры внутренних покоев теремов. Из палат через Золотое крыльцо, белокаменное, резное, в старину покрытое позолотой (отсюда его название), белокаменная резная лестница ведет к так называемой Верхоспасской площадке, которая соединяет Теремной дворец с Верхоспасским собором. У начала лестничного марша, опираясь передними лапами на гербовые щиты, как стражи, сидят два каменных льва. Верхоспасский собор был домовой церковью русских царей. Собор построен в 1636 году теми же архитекторами, которые строили Теремной дворец. Живопись икон в соборе принадлежит кисти русских художников XVII века, а серебряный чеканный иконостас датируется XVIII столетием. В результате реставрационных работ в 1949 году на сводах собора под настенной росписью XIX века открыты фрагменты живописи XVII столетия. Верхоспасский собор имеет и другое название — «Спас за Золотой решеткой», так как от Верхоспасской площадки он отделен решеткой, которая вошла в историю под названием Золотой.