Карта сайта

Архитектурные памятники - 13 - Одежда светской знати и облачение духовенства ...

Одежда светской знати и облачение духовенства второй половины XVIII — XIX века, собранные в музее, выполнены из глазета и парчи, изготовленных на московских фабриках. Образцы лицевого и декоративного шитья, изготовленные в княжеских и боярских мастерских, в монастырях, относятся к числу лучших произведений не только русского, но и мирового художественного шитья XV—XVII веков.

Старинные государственные регалии, хранящиеся в Оружейной палате, являются ценнейшими памятниками материальной и художественной культуры XIII—XIX веков. Наиболее древняя вещь этой коллекции — знаменитая шапка Мономаха восточной работы конца XIII — начала XIV века. Здесь же экспонируется золотой венец царя Ивана IV — шапка Казанская (XVI век), предметы так называемого Большого наряда царя Михаила Федоровича — венец, держава и скипетр, являющиеся прекрасными образцами работы мастерских Московского Кремля первой половины XVII века. Алмазные венцы Петра I и брата его Ивана — высокохудожественные ювелирные произведения талантливых мастеров второй половины XVII столетия. Необычна коллекция царских тронов XVI — XVII веков: трон Ивана IV, облицованный слоновой костью, золотые троны царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича, усыпанные драгоценными камнями, алмазный трон царя Алексея Михайловича, а также двойной серебряный трон малолетних царей — братьев Ивана и Петра I. Здесь же представлена полная коллекция русских дореволюционных орденов.

Парадное конное убранство и кареты свидетельствуют о том, какое значение придавалось оформлению царских выездов и посольских встреч. Седла, арчаки и предметы конской сбруи искусно украшались шитьем, накладками из золота и серебра с красочной эмалью, высокой рельефной чеканкой, бархатистой чернью, гравировкой и драгоценными камнями. Попоны из драгоценных тканей расшиты жемчугом и украшены золотыми накладками. Основную часть этой редкой коллекции составляют предметы работы русских мастеров XVI—XVII веков. Крупнейшее в мире собрание карет Оружейной палаты позволяет ознакомиться с развитием экипажного дела в России и в странах Западной Европы на протяжении XVI—XVIII веков. В Оружейную палату кареты поступили с Колымажного двора, в котором во второй половине XVII века насчитывалось более 200 различных экипажей. Выполненные искусными мастерами России, Польши, Англии, Франции, Австрии, все они интересны как по своему техническому устройству, так и по художественному оформлению. Наиболее древние из них — английской и польской работы конца XVI — начала XVII века — еще не имеют рессор и поворотного круга. Эти усовершенствования появляются в экипажах XVIII—XIX веков. Каждый экипаж — замечательное произведение прикладного искусства своей эпохи. Государственную Оружейную палату ежедневно посещают тысячи советских граждан и зарубежных гостей. Многочисленных посетителей музея поражают не огромная материальная ценность экспонатов, не блеск золота и серебра, не сияние драгоценных камней. В этих предметах прежде всего изумляют высокая техника исполнения, тонкий художественный вкус, неисчерпаемое богатство фантазии, необыкновенная одаренность мастеров из народа, создавших эти прекрасные произведения.