Карта сайта

Архитектурные памятники - 11 - Самыми ранними образцами русского огнестрельного оружия ...

Самыми ранними образцами русского огнестрельного оружия с кремневым замком являются ружья Троице-Сер-гиевой лавры. Они применялись во время обороны монастыря от иноземных захватчиков в 1608—1610 годах. В музее собрана богатая и разнообразная коллекция оборонительного вооружения. К числу наиболее древних и интересных предметов относится шлем византийской работы XIII века и шлем, принадлежащий Ярославу Всеволодовичу, найденный на месте междоусобной битвы суздальцев с новгородцами, происшедшей в 1216 году. Парадные царские доспехи XVII века — зерцала, шлемы и т. п. — выполнены лучшими мастерами Оружейной палаты — Дмитрием Коноваловым, Никитой Давыдовым и Григорием Вяткиным. Интерес представляют и западноевропейские рыцарские доспехи XV—XVI веков. Здесь же экспонируются великолепные восточные саадачные приборы, состоящие из налуча для лука и колчана для стрел. Например, саадак царя Михаила Федоровича, который украшен золотыми пластинами и крупными драгоценными камнями, сканью, многоцветной эмалью, изысканной чеканкой.

Наряду с предметами XVII века в зале можно увидеть холодное и огнестрельное оружие XVIII века, выполненное на тульском, сестрорецком, петербургском и олонецком заводах. Собрание русских золотых и серебряных изделий XII — начала XX века представлено памятниками самобытного национального искусства. Оно позволяет ознакомиться с различными видами художественной обработки и украшения изделий из драгоценных металлов: с техникой чеканки, скани, эмали, черни и другими, с развитием формы и орнаментики в золотом и серебряном деле на протяжении нескольких столетий. Образцы этого сложного искусства дают возможность судить о высоком уровне древнерусской культуры Киева, Владимира, Суздаля, Новгорода, явившейся основой для последующего развития ранне-московского стиля, который отличают исключительная простота и благородство форм, скромность украшений. Памятники византийской работы X — XV веков — камеи, перегородчатые эмали и т. п. — свидетельствуют о давних связях Древней Руси с Византией.

Большая часть золотых и серебряных изделий относится все же к XVI— XVII векам и выполнена в мастерских Московского Кремля. Для изделий XVI века характерны красота и изящество исполнения. Золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, кадило царицы Ирины Годуновой, потиры являются прекрасными образцами бархатистой техники черни. Золотой оклад на Евангелии 1571 года замечателен тем, что мастер искусно использовал различные виды художественного декора и тем самым придал произведению неповторимое своеобразие. Изысканно и тонко исполнены неизвестным мастером XVI века три великолепные камеи на полихромном сардониксе.