Карта сайта

Архитектурные памятники - 9 - После 1812 года в Арсенале предполагалось создать ...

После 1812 года в Арсенале предполагалось создать музей Отечественной войны, поэтому его стены были украшены лепными изображениями военных атрибутов. Великолепный, с пышной лепниной портал главного входа Арсенала придает всему зданию величественный, торжественный вид. Вдоль его юго-восточной стороны установлено более 800 трофейных пушек, отбитых русскими войсками и партизанами при отступлении армии Наполеона из России. Стволы пушек отлиты из бронзы в 1790—1810 годах в Париже, Лионе, Бреславле, Дуэ и других городах. Здесь же экспонируются пушки работы известных русских мастеров: пушка «Троил» мастера Андрея Чохова (1590), пушка «Волк» мастера Якова Дубины (1659), пушка «Гамаюн» мастера Мартьяна Осипова (1690) и многие другие.

В 1970 годах пушечные стволы XVI—XVII веков и трофейные орудия 1812 года, расположенные вдоль фасадов Арсенала, подверглись тщательной реставрации по специально разработанной научной методике. Архитектурный ансамбль Московского Кремля бережно сохраняется. Ленинский декрет об охране исторических и культурных ценностей России положил начало научно-реставрационным работам в Кремле, которые велись еще в 1920-е годы и получили особенно большой размах после Великой Отечественной войны. И сегодня осуществляется обширная программа реставрации и реконструкции архитектурного ансамбля Московского Кремля и научного изучения истории Боровицкого холма.

Государственная Оружейная палата Московского Кремля — один из старейших музеев страны, сокровищница уникальных памятников материальной и художественной культуры, которые теснейшим образом связаны с историей Московского Кремля, с историей создания многонационального Русского государства.

С XIV и до начала XIX века Оружейная палата представляла собой сокровищницу великих московских князей и царей. Древнейшие из ее драгоценных вещей упоминались еще в духовных грамотах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и других правителей. В конце XV века великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1484—1485 годах между Архангельским и Благовещенским соборами было построено специальное каменное здание, которое позже стало называться Казенным двором. Казна приобрела значение государственного хранилища. Но предметы, ее составлявшие, не просто хранились на Казенном дворе, а постоянно использовались во время торжественных посольских приемов, пиров и пышных церковных служб, при венчании на царство. Первое летописное упоминание об Оружейной палате относится к 1547 году и связано с рассказом о большом пожаре, во время которого сгорел «Казенный двор с царскою казною» и «Оружничая палата вся погоре с воиньским оружием...». В начале своего существования Оружейная палата являлась одновременно хранилищем и производственной мастерской, в которой изготовляли парадное и боевое холодное и огнестрельное оружие, различные оборонительные доспехи для снаряжения русских воинов.

С древнейших времен на территории Московского Кремля сначала при великокняжеском и митрополичьем, а позднее при царском и патриаршем дворах существовали художественные мастерские, где работали наиболее одаренные и высококвалифицированные мастера, владевшие различными ремеслами, собранные сюда со всей Руси. Наряду с оружейниками здесь работали художники-живописцы, которые расписывали царские хоромы, соборы Кремля, писали миниатюры для евангелий и светских книг, парсуны (портреты) и иконы.

В конце XV — начале XVI века вместе с Оружейной палатой возник Конюшенный приказ, который ведал царской конюшней, поставкой лошадей для войска и т. п. При нем находились мастерские, в которых изготовлялось парадное конное убранство для царских выездов. В XVII веке для Конюшенного приказа было построено специальное двухэтажное здание, расположенное около Боровицких ворот (там сегодня находится здание музея). Одна из кремлевских мастерских называлась Постельной палатой. В конце

XVI века она разделилась на Государеву и Царицыну. Мастерская Царицына палата находилась в женской половине Теремного дворца, под хоромами царицы. В ведении ее было хранение и изготовление постельного царского убранства и одежд для царской семьи. Искусные мастерицы плели тончайшие кружева, украшали одежды золотым и серебряным шитьем, жемчужным низанием. Здесь создавались единственные в своем роде шитые разноцветным шелком покровы и плащаницы, которые принесли музею мировую известность.