Карта сайта

Архитектурные памятники - 8 - Интересна также коллекция мебели ...

Интересна также коллекция мебели, сундуков, светильников и других предметов быта. Непосредственно к Патриаршим палатам примыкает домовая церковь. Возведенная вместе с палатами при патриархе Никоне церковь лишь в 1681 году получила название собора Двенадцати апостолов. Ее украсили фресками, установили резной иконостас, пол выстлали муравлеными (то есть керамическими поливными) плитами. Но сильный пожар 1682 года принес большой ущерб собору и палатам. При патриархе Адриане (с 1690 года) вновь ведутся большие строительные работы. Предполагают, что именно тогда с северной стороны собора была построена открытая галерея-паперть на мощных столбах. В XVIII—XIX столетиях Патриаршие палаты находились в ведении Синода и неоднократно перестраивались. В 1720-е годы архитектор И. П. За-рудный устроил ризницу под главами собора и установил новый иконостас.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Патриарших палатах и соборе Двенадцати апостолов начались первые большие реставрационные работы в Кремле. В 1922 году с северной стороны собора была открыта заделанная кирпичом паперть с белокаменной резной колонной, частично раскрыты проездные арки, расположенные под церковью. Летом 1955 года, во время реставрации Соборной площади, их полностью восстановили. Советские реставраторы неоднократно проводили исследования и консервацию уникального памятника архитектуры. В 1950—1960 годах были восстановлены архитектурные детали, живопись, резьба иконостаса, реставрирован пол. Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов предстали в своем первоначальном виде. В процессе работы в 1970—1980-х годах был укреплен фундамент, заменена кровля палат и собора, вместо деревянных стропил над Крестовой палатой установили металлические. Интересным памятником архитектуры XVII века является Потешный дворец, расположенный между Троицкой и Комендантской башнями Кремля. Он был построен в 1652 году как жилые покои для боярина Ильи Даниловича Милославского. По указу царя Алексея Михайловича дворец перестроили и с 1672 года стали использовать для театральных представлений и различных увеселительных зрелищ. После этого он получил название Потешного. Во время ремонта в 1874—1875 годах облик дворца был сильно изменен. Со стороны кремлевской стены к нему пристроили балкон на кувшинообраз-ных столбах, а со стороны улицы — белокаменный портал, украшенный великолепным резным растительным орнаментом. Верхний ярус дворца образует терем, в котором раньше помещалась дворцовая церковь. Над ее трапезной до сих пор сохранилась башенка на четырех столбах, в свое время она использовалась как колокольня и дозорная вышка.

Здание бывшего Арсенала расположено между Троицкими и Никольскими воротами. Его начали строить при Петре I, в 1701 году, архитекторы Дмитрий Иванов и Христофор Конрад. Арсенал предназначался не только для хранения всевозможного военного снаряжения. В нем предполагалось собрать медные и железные пушки, различные воинские знаки,отбитые в боях с неприятелем, и другие трофеи. Однако постройка здания Арсенала растянулась на долгие годы. Начатое строительство было приостановлено в связи с Северной войной. В 1722 году оно возобновилось и было закончено в 1736 году. Во время пожара 1737 года постройка сильно пострадала. Восстановление Арсенала в 1786—1796 годах осуществлял инженер А. И. Герард под руководством архитектора М. Ф. Казакова. В 1812 году, при отступлении наполеоновских войск из Москвы, часть помещений Арсенала была взорвана, часть сгорела. В 1817— 1828 годах здание было вновь восстановлено архитектором Ф. К. Соколовым. В таком виде оно сохранилось до наших дней.