Карта сайта

Архитектурные памятники - 4 - Ее выполнили в 1644 году живописцы ...

Ее выполнили в 1644 году живописцы Сидор Поспеев и Иван Борисов, принимавшие участие в росписи Успенского собора, а также Семен Абрамов. Живопись отличается ярким колоритом и высокой художественностью исполнения. В 1955—1956 годах фрески были расчищены и промыты от позднейших записей и закреплены. В это же время реставрировался иконостас церкви, иконы которого были написаны в 1627 году группой живописцев под руководством известного художника Назария Истомина-Савина. Свежесть и сочность красок, серебряные, богато орнаментированные оклады икон, мастерство исполнения ставят иконостас в ряд замечательных произведений искусства первой половины XVII века. Интерьер церкви украшают две великолепные инкрустированные цветным воском и расписанные красками «тощие свечи» — подставки для свечей. Надписи на них свидетельствуют о том, что они сделаны по заказу при патриархе Иосифе в 1643—1645 годах. В древности церковь Ризположения примыкала к Патриаршему дворцу и являлась домовой церковью патриархов, а с середины XVII века стала и дворцовой церковью. В северной галерее церкви в настоящее время находится небольшая выставка деревянной скульптуры. В витринах представлены интересные и редкие резные образки, иконы, кресты, культовая скульптура XV—XVIII веков работы талантливых народных мастеров.

Напротив Благовещенского находится Архангельский собор. Он построен в 1505—1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым на месте древнего храма, сооруженного еще при Иване Калите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма, наружному убранству здания зодчий придал черты, характерные для венецианской дворцовой архитектуры эпохи Ренессанса. Архангельский собор отличается нарядностью, обилием декоративных деталей. Фасады расчленены стройными пилястрами и украшены двумя карнизами, которые как бы делят здание на два этажа. Полукружия закомар заполнены белокаменными раковинами.

Северный и западный входы собора украшают резные порталы, покрытые золотом и красками. Главный вход собора, расписанный фресками с изображением сцены «Крещение Руси», находится в широком углублении — лоджии.

В конце XVI — начале XVII века с восточной стороны собора были пристроены два придела — святого Уара и Иоанна Предтечи. В 1773 году при закладке Большого Кремлевского дворца собор дал трещины, после чего с южной стороны были подведены два мощных контрфорса, которые укрепили стены, но изменили первоначальный облик здания. Наряден интерьер собора, полностью выполненный в древнерусских традициях. Своды покоятся на шести столбах: четыре из них — в центре храма, а два — в алтаре. Внутреннее пространство освещают двухъярусные щелевидные окна.

Построенный в начале XVI века собор был расписан только во второй половине столетия. Эта живопись сохранилась лишь фрагментами (в алтаре, на западной паперти). В 1652—1666 годах большая группа живописцев из Ярославля, Костромы, Вологды под руководством Симона Ушакова и Степана Рязанца выполнила фрески собора, повторив сюжетную канву живописи XVI века. Долгие годы стенопись находилась под грубыми записями XVIII — XX веков, под слоем копоти и пыли. Во время научно-реставрационных работ 1953—1956 годов поздние наслоения были удалены и открыта сохранившаяся живопись XVII столетия. Ее изумительная красочная гамма, декоративность и жизнерадостность, разнообразие и богатство орнаментов свидетельствуют о большой фантазии и великолепном мастерстве русских живописцев.