Карта сайта

Архитектурные памятники - 3 - В южной части Соборной площади ...

В южной части Соборной площади, ближе к Москве-реке, находится Благовещенский собор — домовая церковь русских царей. Он является памятником русского зодчества, в котором как в фокусе собраны достижения национальной архитектуры того времени. Построенный псковскими мастерами в 1484—1489 годах храм первоначально был небольшим и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные — над сводами, после чего собор превратился в живописное девятиглавое здание. В 70-х годах XVI века для царя Ивана Грозного с южной стороны пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С севера и запада собор имел резные порталы, выполненные русскими мастерами в XVI веке. Внутри Благовещенский собор невелик. Легкие ступенчатые своды покоятся на четырех прямоугольных столбах. У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Обращает на себя внимание необычный пол собора.

Он набран из плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы. В Благовещенском соборе сохранился один из древнейших русских иконостасов — памятник огромной истори-ко-художественной ценности. В двух его ярусах — праздничном и деисусном — произведения прославленных живописцев Андрея Рублева, Феофана Грека и Прохора с Городца. Созданные в 1405 году иконы перенесены в собор из древнего несохранивше-гося храма. Большая часть икон написана Феофаном Греком — замечательным мастером монументальной живописи. Семь икон праздничного ряда, расположенных слева от северной стены собора, и икона с изображением архангела Михаила выполнены великим художником Андреем Рублевым и мастерами его круга. Удивительная гармония красок и изысканный ритм композиции отличают работы этого живописца. Остальные иконы, более контрастные по цветовой гамме, с более четкой композицией, написаны Прохором с Городца.

Позже, в XVI веке, псковские мастера создали еще один, верхний ряд иконостаса. В нижнем ряду сохранились интересные произведения древнерусской и византийской живописи начала XIV века — «Богоматерь Одигитрия» и «Спас на престоле». Оклад иконостаса выполнен московскими мастерами в XIX веке из золоченой чеканной бронзы с красочной эмалью. Почти все иконы этого собора неоднократно записывались, поновлялись. Начатые в 1918—1920 годах реставрационные работы дали бесценным творениям новую жизнь. Советские реставраторы продолжали комплексные научно-реставрационные работы и в 60—80-х годах.

К западу от Успенского собора расположена маленькая одноглавая церковь Ризположения. Ее построили псковские мастера в 1484—1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры. В результате неоднократных поздних переделок внешний вид церкви значительно изменился. Реставрационные работы, проведенные в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах, позволили восстановить ее первоначальный облик. Храм стоит на высоком подклете. Фасады его разделены по вертикали на три части, центральные простенки которых выше и шире боковых. Карниз заканчивается килевидной формы закомарами. Живописность зданию придают и фриз — пояс в виде декоративных балясинок и орнамента из терракоты, и щелевидные окна, расположенные на фасаде и барабане главы. Интересно внутреннее убранство храма. Свод покоится на четырех столбах. Стены и столбы сплошь покрыты живописью строгого канонического содержания.