Карта сайта

Архитектурные памятники

Архитектурный ансамбль Кремля живописен и гармоничен. Его композиционным центром является величавая колокольня «Иван Великий». Центральную, Соборную площадь Кремля, сформировавшуюся в основном во второй половине XV века, образуют наиболее древние постройки: соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с собором Двенадцати апостолов. Грановитая палата и звонница. Древние соборы Кремля — замечательные памятники русской национальной архитектуры, сокровищницы ценнейших произведений древней живописи и декоративно-прикладного искусства. Соборы, неповторимые ценности которых собирались в течение столетий, превращены ныне в музеи. Главное место среди соборов-музеев занимает Успенский собор (1475— 1479). Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти. За образец ему рекомендовали взять Успенский собор города Владимира. Возведению собора придавалось огромное значение. Великие московские князья стремились подчеркнуть и утвердить могущество столицы складывающегося централизованного Русского государства, а также преемственность власти от великих князей владимирских.

Величавость архитектуры Успенского собора — в цельности и строгости его пропорций, в могучем пятиглавии куполов. Внутри собора — высокие своды, удивительный простор, обилие света и воздуха. Фрески, иконы, резьба по дереву, драгоценная утварь, шитье и другое убранство Успенского собора поражали современников своим великолепием, пышностью, красочностью. Документы рассказывают, что в 1481 году художники Дионисий, Тимофей, Ярец и Коня выполнили иконостас собора. Вероятно, эти же мастера расписывали и алтарь. Из частично дошедших до нас живописных композиций XV века интересны фрески с изображением преподобных на алтарной преграде, «Семь спящих отроков эфесских», «Сорок мучеников севастийских» и росписи Похвальского придела. Окончательно собор был расписан в 1513—1515 годах. Большую художественную ценность представляет сохранившаяся настенная живопись собора 1642—1643 годов, выполненная большой группой мастеров (их было более ста). Живопись неоднократно поновлялась, записывалась маслом во время ремонтных работ, при подготовке к торжественным церемониям. В советское время планомерно осуществляются научно-реставрационные работы. В 1945—1950 годах проводились консервационно-профилактические мероприятия и исследования древней живописи в интерьерах и на фасадах. В 1960-е годы из-под масляных записей XVIII—XIX веков были раскрыты фрески XV—XVII веков. Среди них вызвала интерес исследователей алтарная композиция «Успение Богоматери» XV века. Иконы для главного собора Кремля писали лучшие живописцы Руси. Интересна древнейшая икона «Святой Георгий» — олицетворение идеала воина, защитника родины. Выполненная в XII веке, она, вероятно, была привезена в Москву из Новгорода. От XIV столетия сохранились уникальные произведения искусства — иконы «Спас Ярое Око», «Троица». Вероятно, в это же время была написана икона «Петр и Павел» в духе византийской традиции.

В центре первого ряда иконостаса в специальном киоте помещена икона «Богоматерь Владимирская» работы художника круга Андрея Рублева (начало XV века). Обращают на себя внимание иконы «Митрополит Петр с житием», «Апокалипсис», «О тебе радуется».