Карта сайта

Музей прикладного искусства и быта XVII века - 4 - Из своих личных покоев на третьем этаже ...

Из своих личных покоев на третьем этаже патриарх мог пройти на закрытые хоры домовой церкви Двенадцати апостолов и там не видимый никем присутствовать при богослужении. Сам же вход в церковь идет из сеней через небольшую трапезную. Здесь экспонируются предметы культового обихода, личные вещи патриархов, а также вклады патриарших и царских бояр, представляющие художественный интерес.

После Великой Октябрьской революции реставраторы вернули церкви ее первоначальный облик. В 1929 году находившийся в храме иконостас XIX века, не представлявший художественной ценности, заменили иконостасом из Вознесенского собора Кремля. Он был создан талантливыми московскими резчиками по дереву в 1721 году в традициях московского барокко конца XVII века. Иконостас поражает своими чисто ордерными архитектурными формами — карнизами, пилястрами, колонками с капителями. И все же основу его составляют резанные из цельного куска дерева колонны в виде свободно вьющейся виноградной лозы — древнего символа христианства. (Характерно, что в народной резьбе и росписи по дереву виноградная кисть нашла широкое распространение и обрела новый смысл — зажиточности и богатства.) Виноградные кисти, резные, туго закрученные листья — все детали иконостаса покрыты плотным слоем левкаса и густо позолочены. При зажженных свечах и лампадах они сверкают и блестят, точно горят ярким холодным пламенем.

Большинство икон иконостаса написаны также в 1721 году и характерны своей темноватой цветовой гаммой, а также перегруженностью композиций изображениями архитектуры и пейзажа. Познавательный интерес представляет находящаяся в одной из витрин икона XVII века «Поклонение кресту». Исследователи считают, что создателем ее был царский изограф Иван Салтанов. Писанная на холсте икона необычна тем, что в каноническую композицию включены подлинные исторические лица, современники живописца — царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Салтанов постарался передать портретные черты царя и патриарха и все особенности их одежды. Экспонаты последней витрины музея повествуют об отношении Петра I к старой феодальной организации церкви и церковной власти и соответственно о начале новой эпохи в истории России.

Еще в 1691 году из числа своих друзей и единомышленников Петр I основал потешное общество «Всешутейший всепьянейший собор», во главе которого поставил своего бывшего учителя Никиту Зотова — «Пресбургского, Кокуйского и Всеяузского патриарха». Петр носил титул протодьякона собора, но устав сочинил сам. «Одним словом, — как пишет историк В. Ключевский,— это была неприличнейшая пародия церковной иерархии и церковного богослужения. . .» 103. Пародировались шествия, обряды. Даже ларец, наполненный штофами с водкой, был изготовлен в виде огромной книги евангелия. Немало ударов нанес Петр русской церкви, пытавшейся вознести свою власть над властью государственной. А после смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I вообще отменил (на двести с лишним лет) патриаршество в России, передав управление церковью государственному учреждению.

Мы покидаем музей быта XVII века, и прямо перед нами на территории бывшего Патриаршего двора, на месте некогда стоявших здесь служебных корпусов XIX века и первого здания Оружейной палаты высится огромный параллелепипед из мрамора, стекла и металла — Дворец съездов. В его стеклянных стенах отражаются здание музея, церковь Двенадцати апостолов с открытой галереей на северной стороне, золотые купола Успенского собора и колокольни Ивана Великого. А сквозь зеркальные стекла видно просторное торжественное фойе этого величественного здания, где проходят съезды Коммунистической партии, где определяется и рождается будущее нашей великой Родины.

Около пяти миллионов человек ежегодно посещают Государственные музеи Кремля. Они приходят, помня великий ленинский завет, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить новую, коммунистическую культуру. Познание прошлого помогает в созидании будущего. Сюда приезжают со всех концов ученые и школьники, рабочие и художники, служащие и земледельцы, приезжают, чтобы лучше узнать прошлое страны, получить эстетическое наслаждение, найти новые узоры и формы для будущих произведений искусства. Переполненные впечатлениями от увиденного и услышанного в музеях люди покидают Кремль с твердым сознанием, что «основоположниками искусства,— как говорил М. Горький, — были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные и портнихи, люди, чьи артистически сделанные вещи радуют наши глаза, наполняют музеи» 104.