Карта сайта

Музей прикладного искусства и быта XVII века - 3 - Книжная премудрость,— гласила азбука XVII века ...

«Книжная премудрость,— гласила азбука XVII века, — подобна есть солнечной светлости, но и солнечную светлость мрачный облак закрывает, а книжную премудрость и вся тварь сокрыти не может» 101.

«Лекарство душевное» (1670 г.) — одна из наиболее интересных лицевых рукописных книг в музее. Это сборник назидательных статей, написанный на трехстах тридцати шести листах, с огромным количеством миниатюр. В его создании принимали участие царские изографы и художник Троице-Сергиевой лавры Никифор Кузьмин «с товарищи». Миниатюры, написанные последними, отличаются большей простотой. В них нет изысканности и пышности, характерных для произведений царских изографов, зато восприятие различных событий непосредственнее, свежее, созданные ими образы и сцены более жизненны. Именно эти жанровые миниатюры представляют для нас особый интерес. Здесь и любовные сценки, и разнообразные изображения деревни, крестьян, сельских работ, и родные пейзажи, и даже русская баня.

Имеющийся в музее Букварь Кариона Истомина — уникальный рукописный экземпляр, сделанный автором специально для царевича Алексея, сына Петра I. Букварь этот был издан также типографским способом и являлся одним из первых, очень наглядных и хорошо оформленных, учебников России.
В одной из витрин, рядом с популярными на Руси шашками, хранятся серебряные шахматы. Предполагают, что они были подарены бранденбургским послом царю Алексею Михайловичу. Известные на Руси с конца XI столетия шахматы стали в XVII веке любимой игрой всех слоев населения. Но по указу, изданному в середине столетия, играть в шахматы по воскресным дням все же воспрещалось. Правда, как свидетельствуют те же документы, запрет этот сплошь да рядом нарушался 102.

И все же, несмотря на увлечение шашками, шахматами, игрой в карты и зернь, наличием книг для чтения и впервые появившемся при Алексее Михайловиче театре, любимым развлечением царя и его приближенных была охота. Этой забаве, своеобразному спорту XVII века, посвящена экспозиция в сенях перед Крестовой палатой. Здесь представлены капканы, стальные рогатины с золотой насечкой, упругие луки с березовыми, кедровыми, кипарисовыми стрелами, украшенные перламутром и слоновой костью легкие ружья и изящные фигурные пороховницы то в виде бегущего оленя, то в виде морской раковины — короче, все, что могло доставить удовольствие охотнику и помочь ему затравить, загнать медведя, кабана, лося, убить глухаря, тетерева. Здесь же в отдельной витрине специальный костюм из красного бархата с золотым шитьем царского сокольничего — непременного участника самой любимой охоты с соколами.

Примерная обстановка Приказной палаты XVII века воспроизведена в одной из двух комнат, примыкающих к сеням. Большой стол, медные чернильницы с изображениями львов и единорогов и ларцы для хранения бумаг. Сделанные из дерева и обитые окрашенной кожей и ажурными железными полосами, эти ларцы за свою вытянутую кверху форму назывались «теремками».

В другой небольшой комнате, куда попадаешь сразу из сеней, воссоздана жилая палата богатого горожанина XVIII века. Низкая узкая дверь, низкие своды, узкое окно и большая, одетая цветными рельефными изразцами печь в углу. Точно хозяин еще не привык к каменному дому и живет по законам деревянного строения, где зимой надобно всячески сохранять тепло. Вдоль стен — лавки и скамьи, широкие, украшенные резьбой. На ночь стелят на них перину, ставят в изголовье под подушку железный сундучок с покатой крышкой — в таких обычно хранили деньги и драгоценности — и постель готова. Широкий стол на фигурных ножках расписан яркими красками. Около него — стул с высокой резной спинкой для почетного гостя. Тут же высокий буфет и шкаф иноземной работы. Такую мебель специально привозили в разобранном виде из Германии и Голландии. В «красном углу» на полке, укрытой шитой пеленой, обязательная икона — складень «Знамение» (написана в конце XVII века).