Карта сайта

Музей прикладного искусства и быта XVII века

Это самый молодой из всех музеев Московского Кремля. Его экспозиция создана из фондов Оружейной палаты только в 1962 году. Музей раскрывает особенности развития художественной культуры России XVII века и размещен в здании той же эпохи — в бывшем дворце русских патриархов.

Само по себе здание представляет интересный памятник русского гражданского зодчества середины XVII века с домовой церковью, службами, крутыми лестницами внутри стен, открытыми галереями, подсобными помещениями и чуланами между этажами. Когда-то на этом месте был построен деревянный дворец для главы русской церкви — митрополита Петра, переехавшего из Владимира в Москву. Митрополит Иона, избранный в 1448 году, возвел на месте деревянных строений первые каменные палаты. После учреждения в России в 1598 году патриаршества дворец стали называть Патриаршим. Почти каждый новый владыка церкви что-то достраивал, переделывал на свой вкус. Сохранившийся до наших дней дворец сооружен патриархом Никоном в середине XVII века.

Сильный, умный политик, возмечтавший поставить власть церковную над властью государственной, Никон был одним из богатейших людей России. Во всех концах страны принадлежали ему огромные земельные угодья, двадцать пять тысяч домовых хозяйств работали на Патриаршью казну, три специально построенных им монастыря должны были стать личными династическими владениями церковного монарха. Увеличена была территория и Патриаршего двора в Кремле. Она простиралась от Успенского собора в сторону Троицких ворот Кремля, включая старый дворец Бориса Годунова. Многочисленные службы — Кормовой и Сытный двор, Казначейская изба, школа для дьяков и певчих, тюрьма, иконописная мастерская, Золотая и Серебряная палата, погреба — окружали новый трехэтажный дворец.

По существовавшей традиции первый этаж дворца занимали приказы. Личные покои патриарха — столовая, спальня, кабинет и казнохранилище — располагались на третьем. Второй этаж был официальным. Здесь находилась Крестовая палата, где патриарх принимал государя, иноземных послов и где проходили заседания Священного собора. На втором же этаже была домовая церковь Двенадцати апостолов с трапезной при ней и еще три небольших помещения. Теперь второй этаж занимает музей.

По неширокой и довольно крутой лестнице, мимо двери, которая ведет в бывшую патриаршью кухню, поднимаемся наверх и попадаем в сени. Отсюда, переступив порог Крестовой палаты, мы начинаем знакомство с музеем.

Сооруженная в 1655 году Палата площадью в 280 кв. м представляла в ту пору вершину строительного искусства. «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной,— записал свое впечатление современник, — особенно удивителен обширный свод без подпор посредине. По окружности его сделаны ступени, и пол в нем наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Он выстлан чудесными разноцветными изразцами, огромные окна выходят на собор, в них вставлены оконницы из чудесной слюды, украшенной разными цветами, как будто настоящими. . . Словом, это здание поражает ум удивлением, так что быть может нет подобного ему в царском дворце.. .» ".