Карта сайта

Музеи-соборы Кремля - 14 - Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

В северо-западном углу площади, укрывшись за Грановитой палатой и громадой Успенского собора, стоит небольшая одноку-польная изящная церковь.

Первое упоминание о ней относится к середине XV столетия, когда в жизни Русского государства случились важные события. В 1448 году Москва впервые без согласия константинопольского патриарха избрала главу русской церкви — митрополита Иону. То был серьезный шаг к утверждению полной самостоятельности Московского государства. А в 1451 году король литовский и польский Казимир, владевший юго-западными русскими землями, вынужден был после длительного перерыва признать митрополита московского Иону митрополитом киевским и всея Руси. Это было официальное признание Западом возросшего могущества Москвы.

Не исключено, что именно в честь столь знаменательных событий и была воздвигнута новая церковь.

Закладка ее состоялась 2 июля, в день христианского праздника перенесения ризы Богоматери из Палестины в Константинополь. Перенесение, по легенде, происходило в середине V века, но каждый год это событие торжественно отмечалось. В честь праздника новая церковь получила название «Положения ризы Богоматери», то есть «Ризположения».

Церковь воздвигли около нового каменного митрополичьего дворца — первого каменного гражданского строения в Кремле. Она сразу же стала домашним храмом русских митрополитов. Однако сильный московский пожар 1473 года изрядно повредил и каменный дворец и новую церковь. В 1484 году митрополит Геронтий на месте пострадавшей церкви закладывает новую, поручив всю работу опытным псковским мастерам. Любопытно, что строительство новых домовых храмов великого князя и митрополита начинается одновременно.

На высоком, вместительном подклете, возможно предназначенном для хранения митрополичьей казны, возвели псковские зодчие небольшой стройный и легкий трехапсидный храм с широким гульбищем. В середине XVII столетия северное гульбище перекрыли и сделали переход из царицыных палат в Успенский собор. В XVIII веке церковь обстроили с юга и запада небольшими приделами, а в XIX веке позакомарное покрытие заменили обычной четырехскатной крышей. И только в советское время древнему памятнику архитектуры возвратили его первоначальный облик. Реставрационные работы начались в 1919 году и длились с перерывами четыре с лишним десятилетия.

Интерьеру церкви возвращен уютный облик первой половины XVII века. Почти полностью, за исключением икон «местного» ряда, сохранился иконостас 1627 года. Он был заказан патриархом Филаретом — отцом царя Михаила Федоровича, знаменитому живописцу Назарию Истомину Савину. «Рисунок его отличается тончайшей каллиграфией и виртуозностью. Человеческим фигурам он придает своеобразную утонченную красоту. С небольшими томно склоненными головками, маленькими кистями рук с длинными тонкими пальцами, со скользящими движениями они радуют глаз своим изяществом и грациозностью» 96.

Ныне существующая стенопись храма выполнена в 1643 году Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым, Семеном Абрамовым. Первые два за год до этого участвовали в росписи Успенского собора.

Завороженные музыкальностью рисунка и цветовой гаммой иконостаса Назария Истомина, мастера постарались «связать» в единый ансамбль свои фрески и живописные произведения их предшественника. И отдавая должное умению Поспеева, Борисова и Абрамова, надобно заметить, что со своей задачей они справились блистательно. Посвященные восхвалению Богоматери, стенные росписи исполнены в столь гармоничных светлых тонах, что весь маленький интерьер устремленного ввысь храма выглядит празднично и нарядно.