Карта сайта

Музеи-соборы Кремля - 13 - В 1963 году при реставрационных работах ...

В 1963 году при реставрационных работах были вскрыты гробницы Ивана IV и его сыновей. Останки лежали в белокаменных саркофагах с плоскими крышками, на которых были высечены имена погребенных. Грозного захоронили в монашеском одеянии, а сыновей в длинных льняных рубахах. В каждой могиле стоял ритуальный стеклянный сосуд. Ученый М. М. Герасимов по черепам Ивана IV и его сына Федора создал их скульптурные портреты. Затем гробницы были вновь закрыты. Сегодня в приделе, рядом с саркофагом, на фоне сохранившихся фресок второй половины XVI века, исполненных по непосредственному указанию Ивана IV, особенно примечательно смотрится скульптурный портрет грозного заказчика. Там же выставлены изъятые из гробниц сосуды и восстановленные реставраторами льняные рубахи.

В 1606 году царь Василий Шуйский повелел перенести в собор останки младшего сына Ивана Грозного — царевича Дмитрия, якобы убитого в Угличе по наущению Бориса Годунова. То был хитрый политический акт Шуйского, желавшего еще раз развеять миф о спасении Дмитрия, очернить память Годунова и показать себя истинным приемником царского рода Ивана IV. Гробницу царевича Дмитрия украшает специально сооруженная в XVII веке сень из белого резного камня и очень красивая литая из бронзы решетка. Они исполнены по заказу царя Михаила Романова, преследовавшего те же политические цели о законности престолонаследия, что и Шуйский.

Несколько раньше, в 1630 году, также по указу царя была сделана прекрасная серебряная чеканная рака царевича — уникальное произведение русского «серебряного дела». Создателем ее был один из лучших кремлевских серебряников «жалованный мастер первой статьи» Гаврила Овдокимов «с товарищи». Сама рака не сохранилась до наших дней. Она была похищена в 1812 году. Однако уцелела наиболее интересная ее часть — серебряная позолоченная крышка с чеканным изображением царевича Дмитрия, лежащего со сложенными на груди руками. Произведение это, отличающееся высочайшей техникой исполнения и художественным совершенством, хранится сейчас в фондах музеев Кремля.

Посвящение собора Михаилу Архангелу определило характер росписей верхних ярусов. На западной стене по существовавшему канону изображена сцена Страшного суда, но занимает она не всю стену. Большая ее часть занята изображением «Символа веры».

На северной и южной стенах воспроизведены события из легендарных подвигов мифологического предводителя небесного воинства. Причем в их число включено несколько сюжетов, которые должны были напоминать зрителю об окончательном освобождении Руси от трехвекового тяжкого татарского ига.

Естественно, что старейшим из хранящихся в музее-соборе произведений древнерусской живописи является храмовая икона— «Архангел Михаил». Древняя легенда связывает ее создание в конце XIV века с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Однако «по своему стилю икона тяготеет к произведениям несколько более позднего времени. ..» 93. За пять с лишним столетий икона сильно пострадала, утратив во многих местах красочный слой. Но даже это не умаляет величия, силы и красоты этого великолепного произведения живописи. Центральную часть иконы занимает фигура Михаила. Вокруг в восемнадцати клеймах — рассказ о наиболее значительных его «деяниях». Художник изобразил отважного воина во весь рост, опирающимся на ножны меча. Он по-юношески строен и мускулист. Стальные доспехи плотно облегают его торс. Обнажен его меч, трепетно изогнуты огромные крылья, развевается короткий плащ. Красива и вместе с тем сдержанна вся цветовая гамма — серо-голубых доспехов, оливковых крыльев, алого плаща на золотом фоне. Даже сегодня можно представить, сколько эмоций порождала у средневекового зрителя эта икона, освещенная колеблющимися огоньками многочисленных свечей и лампад. По словам исследователя иконы, архангел Михаил для своего времени «не просто покровитель князей в военном деле, — он символ защиты всего народа, всей русской земли от татарского ига, от вражеских нашествий» 94.

Сегодня древняя икона находится в нижнем ярусе иконостаса XIX века, созданного после Отечественной войны 1812 года. Большая часть окружающих ее произведений древнерусской живописи была исполнена в 1680—1681 годах московскими художниками под руководством Дорофея Золотарева, который два года спустя участвовал в создании иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

Самый первый иконостас Архангельского собора погиб в большом московском пожаре 1547 года. Второй, созданный при Иване Грозном, удалось теоретически реконструировать95. Этот иконостас, скорее всего, повторял первоначальный. Традиционная алтарная преграда только немного ниже, чем в Успенском соборе. Тот же порядок расположения икон по ярусам. Но вот размещение самого верхнего ряда икон — «пророческого» — совершенно неожиданное: под углом в 30 градусов. Что это? Замысел иноземного строителя собора? Или попытка художников избежать деформации фигур при остром угле зрения. Трудно сейчас точно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, верхний ряд иконостаса нависал, как карниз. Этот как бы «плавающий», по выражению Е. С. Сизова, ярус то открывал, то закрывал, в зависимости от подхода или отхода к иконостасу, росписи в алтарной аспиде. Тем самым создавался новый, дополнительный зрелищный эффект.

Расписывая храм, украшая его, художники очень точно учитывали его освещенность, направление световых лучей, игру рефлексов, подбирая в соответствии с заданными условиями и цветовую гамму и «звонкость» красок. А в результате рождался единый, полный величавого торжества ансамбль.
Покидая музей, мы как бы проходим сквозь это церемониальное шествие князей, сквозь многовековую историю государства. Последний взгляд на фрески, украшающие стены лоджии, и мы вновь на одной из красивейших площадей Москвы — Соборной площади, ясной и светлой от белокаменных строений даже в пасмурный день.