Карта сайта

Музеи-соборы Кремля - 10 - «Праздничный» ряд иконостаса создавали ...

«Праздничный» ряд иконостаса создавали Прохор с Городца и Андрей Рублев. Естественно, как водилось в средневековье, работали они не одни, а с помощниками, подмастерьями, выполнявшими второстепенную и черновую работу. Семь икон с левой стороны «праздничного» ряда приписывают Рублеву. В перечне ведущих мастеров, работавших в Благовещенском соборе, Рублев упомянут третьим — последним. Свои лучшие творения, получившие всемирную известность, он создаст десятилетиями позже в Звенигороде, Владимире, Троице-Сергиевом монастыре. Но даже эти иконы уже привлекают внимание характерной гармонией в композиции, светлым, праздничным колоритом и задушевной поэтичностью исполнения. Семь правых икон исполнены Прохором с Городца. В них больше беспокойного драматизма за счет удлиненных пропорций фигур и контрастных цветовых отношений.

Для человека средневековья икона была одной из форм общения с богом. Совокупность икон, образующая иконостас, была для верующего зримым образом святых, связывающих и вместе с тем разделяющих мир реальный с миром духовным. Но сегодня подобное толкование давно отошло в небытие, и мы рассматриваем икону или как произведение живописи давно прошедших времен, или как историческую реликвию, связанную с определенным событием или человеком.

Примером, когда эти две особенности сочетаются воедино, служит очень интересная икона «Спас на престоле», расположенная в «местном» ряду, справа от царских врат. Надпись на нижнем поле иконы гласит, что написана она в 1337 году мастером Михаилом для великого князя Ивана Калиты.

Немало очень интересных по своим художественным особенностям икон представлено в южной галерее музея-собора, где открыта постоянная выставка древнерусской живописи из различных церквей и храмов Кремля. Здесь же выставлены и иконостасы из верхних приделов собора.

Среди всех этих уникальных памятников особого внимания заслуживают две старейшие иконы из Успенского собора. Одна из них с изображением отважного воина Михаила Архангела связана, по мнению историков, с князем Михаилом Ярославичем Храбрым, который в 1247 году был князем московским.
Вторая икона получила название «Спас Златые Власы» за своеобразный прием изображения волос Христа. Они выписаны тончайшими линиями по золотому фону. Создатель иконы «обладал выразительным рисунком, был одержим поисками изысканных и необычных цветовых сочетаний и неутолимой тягой к «узорочью»88. Исследователи считают, что талантливый живописец принадлежал к ростово-суздальской школе начала XIII века. Есть предположение, что эпиграфика иконы позволяет датировать ее даже временем князя Андрея Боголюбского. В таком случае икона обретает особую связь с Москвой. Ведь строителем первой княжеской крепости в Москве в 1156 году был именно Андрей Боголюбский. Однако подлинная история этого редкого памятника древнерусской живописи, как и многих других, представленных на выставке в галерее, еще ждет своего исследователя.

Высокое искусство фресок, неповторимая красота икон, перво-зданность древнего иконостаса и великолепная сохранность всего ансамбля в целом делает отреставрированный Благовещенский собор уникальным музеем русского искусства, культуры и истории XV—XVI столетий.