Карта сайта

Музеи-соборы Кремля - 9 - Мы уже говорили, что в 1405 году ...

Мы уже говорили, что в 1405 году храм украсили иконами и фресками знаменитые русские художники Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев. О фресках их было известно, что они погибли при перестройке собора в 1484—1489 годах. А вот судьба икон вызывала споры не одного поколения историков низу украшенную, скорее всего, шитыми пеленами. Количество икон, венчавших преграду, и их сюжеты могли меняться. Обязательными были только изображения Христа и Богоматери или изображения праздников (основных событий из жизни Христа) 83. Увеличение числа икон и установление порядка их расположения определялось историческими, философскими и художественными взглядами. Вероятно, именно такой иконостас был в деревянном Благовещенском соборе.

Иконостас 1405 года стал «исходной точкой для всего дальнейшего развития» русского иконостаса84. Иконы в нем размещены по ярусам в строго определенном порядке. В нижнем ряду, закрывая, а впоследствии заменяя алтарную преграду, стояли в киотах «местные» — особо почитаемые иконы, а также посвященные непосредственно храмовому празднику. Над ними — «деисусный чин» с изображением Христа посредине и святых, обратившихся к нему с молением о заступничестве и милосердии. Третий ярус — «праздничные» иконы. Над ними размещались пророки, предсказавшие появление Богоматери, а следовательно, рождение Христа.

По предположению исследователей именно этот ряд икон появился в русском иконостасе впервые в начале XV столетия в Благовещенском соборе8-.

Существующий «пророческий» ряд написан уже после пожара 1547 года, а изображения «праотцев» в киотцах верхнего яруса исполнены в XIX веке, хотя, как считают специалисты, подобные изображения впервые появились в начале XV столетия в иконостасе Владимирского Успенского собора, созданном Андреем Рублевым 8б.

Не исключено, что именно Феофан Грек, выходец из Византии, художник и философ, внес определенные новшества в русский иконостас при украшении великокняжеского Благовещенского собора. Уже хорошо известный в Константинополе, Халки-доне, Каффе, он достиг вершины своего творчества в России. Феофан написал большие (более двух метров в вышину и метра в ширину) иконы для главного ряда иконостаса — «деисусного». Неумолимое время лучше всего сберегло центральные иконы «деисусного чина». Как трудно передать словами музыку, столь же сложно описать всю великолепную мелодию линий и красок гениального живописного произведения. Предназначенные для рассматривания снизу и потому чуть удлиненные фигуры полны монументального величия и вместе с тем неизъяснимой глубокой человечности. Особенно поражают женственный, полный тихой внутренней грусти образ Богоматери и неистовый проповедник Иоанн Предтеча. Это они стоят непосредственно по обеим сторонам сидящего на троне спокойного и уверенного властителя и высшего судьи — Христа.

Сегодня «деисусный чин» иконостаса Благовещенского собора включает девять икон. Каноничными для времен их написания, вероятно, считались семь. А расположенные дополнительно справа и слева, по предположению исследователей, являлись изображениями патрональных святых великих князей московских. Заказчик не случайно хотел, чтобы здесь еще раз выразили идею преемственности великокняжеского престола87. Ведь именно в эти годы на титул великого князя еще претендовали правители Твери и Рязани.