Карта сайта

Музеи-соборы Кремля - 6 - В Успенский собор как в главный храм ...

В Успенский собор как в главный храм, как в главное строение государства помимо произведений живописи свозились десятки и сотни выдающихся произведений русского прикладного искусства. Многое было расхищено во время польского нашествия в начале XVII века. Многое погибло при нашествии Наполеона в 1812 году. Тогда в соборе была устроена конюшня, а покидая Москву, французы увезли из собора свыше пяти тонн серебра и почти триста килограммов золота.

Большая часть произведений прикладного искусства была после Великой Октябрьской революции передана из ризницы собора в Оружейную палату. Но в соборе по-прежнему хранятся произведения русских мастеров, представляющие всемирный интерес.

Один из главных входов в собор — южный — был украшен снаружи как бы врезанным в толщу стены перспективным порталом и огромной многоцветной фреской над ним. Изнутри южные врата при свете свечей привлекают к себе взор игрой золотых бликов на черном фоне. Врата, по сообщениям летописи, были перевезены в 1401 году из суздальского Рождественского собора в Москву. На медных зачерненных пластинах техникой золотой наводки были изображены сцены на библейские сюжеты. Эти врата и еще двое других изготовили для суздальского храма местные и, по некоторым предположениям, балканские мастера 79 в XIII столетии. Те, что остались в Суздале, сохранили свой первоначальный облик, а московские были несколько переделаны в конце XV века.

Рядом с южными вратами стоит великолепный памятник искусства русских резчиков по дереву — царское место Ивана IV или, как оно еще называлось, Мономахов трон. Он был выполнен в 1551 году и представляет собой огороженную четырехугольную площадку, увенчанную шатром. Ножками трону служат четыре резанных из дерева лежащих зверя. Три стенки трона сплошь заполнены барельефными изображениями походов киевского великого князя Владимира Мономаха и получения им из Константинополя царских регалий. Изображения сопровождаются пояснительным текстом. На четырех столбиках высится украшенный резными кокошниками и фронтончиками граненый шатер. Когда при подготовке к коронации Екатерины I трон хотели убрать из собора, то Петр I сказал: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские государи, на нем стояли» 80.

Как бы соперничая с резчиками по дереву, точно стремясь показать податливость твердого металла умелым рукам, мастер котельного дела Дмитрий Сверчков в 1624 году отлил из бронзы кружевной шатер, расположенный в юго-западном углу собора. Узор решетки шатра представляет собой сочетание квадратов с цветами посредине. Четырехскатная кровля украшена по карнизу кокошниками. Внутри шатра на престоле в течение трех столетий в дни праздников выставляли в массивном золотом ковчеге «реликвию» — лоскут от так называемой «ризы Христа».

Каждая эпоха оставляла свои памятные следы в Успенском соборе. Каждое столетие обновлялась или записывалась старая живопись. Такие поновления проводились и в XVIII веке и в XIX, после войны 1812 года. Именно тогда из серебра, отбитого у бежавших французов, была отлита центральнаяя люстра храма. В 1840 году сильной переделке подвергся старый иконостас. Все фоны икон были обложены серебряными окладами, живопись их переписана, а в отдельных случаях заменена иконами на холсте. В конце XIX — начале XX века была сделана попытка промыть старые настенные росписи. Два южных столба храма с бледными, чуть различимыми фигурами — следы этой реставрации.

Лишь после Великой Октябрьской революции в соборе началась серьезная исследовательская и научно-реставрационная работа.