Карта сайта

Музеи-соборы Кремля - 4 - В приделах, примыкающих к алтарю ...

В приделах, примыкающих к алтарю с южной стороны, Дмитровском и Похвальском сохранились композиции, выполненные, возможно, самим Дионисием, — «Рождество Иоанна Предтечи», «Похвала Богоматери» и «Поклонение волхвов». Написанная в нежных и мягких тонах — сиренево-розовом, голубом, желтоватом, с легко наложенными светлыми бликами — композиция

«Поклонение волхвов» отличается поэтичностью. Она одновременно и лирична и торжественна.

К северу от алтаря, в Петропавловском приделе и в жертвеннике, частично сохранились росписи «Апостол Петр исцели недужных», «Семь спящих отроков эфесских», «Три отрока в пещи огненной» и «Сорок мучеников севастийских». По древней византийской легенде, сорок воинов из Севастии ревностно испо-ведывали христианскую религию. Прознавший об этом император Лициний подверг их страшным пыткам, но, презрев все муки, воины остались верны своим убеждениям. Культ этих стойких воинов был очень популярен на Руси с древнейших времен. Их поясные изображения украшают арочные своды алтаря Софии Киевской (XI в.) и Кирилловской церкви (первая половина XII в.). В Успенском соборе художник изобразил обнаженные фигуры мучеников в водах замерзающего озера. До наших дней сохранилось всего двадцать четыре фигуры. Но каждой из них приданы индивидуальные черты человека, способного величайшим напряжением духа преодолеть любые физические страдания и остаться верным идее.

Помимо росписи восточной стороны храма Дионисий с помощниками написал иконы для иконостаса, поднимавшегося над алтарной преградой. Северная, южная и западная стены, по-видимому, остались белыми. И лишь в 1513 году Василий III, как бы продолжая дело своего отца, повелел расписать храм целиком. Каким он стал тогда, мы, к сожалению, представить не можем. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески.

В 1642 году было принято решение расписать Успенский собор заново. По царскому указу из различных городов страны п Москву приехали более ста живописцев. Надзирать за ними и руководить всеми работами поручили иконописцу Ивану Паи-сеину. Два года трудились мастера. Можно предположить, что они сделали переводы со старых фресок и, соблюдая старые композиции и сюжеты, расписали храм заново. Только еще пышнее и богаче. По свидетельству современника, лишь на позолоту фонов израсходовали свыше двухсот тысяч тонких листов золота. Так как Успенский собор посвящен особо почитавшемуся на Руси культу богоматери, то два яруса росписей на северной и южной стенах храма расписаны сценами на темы ее жизни. Нижний ярус фресок воспроизводит подлинно исторические события — семь Вселенских соборов, на которых были выработаны и утверждены догматы веры. На западной стене — «Страшный суд» с картинами ужасных мук грешников и отступников.

Через восемь лет после окончания росписи храма живописцы из Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий и ныне иконостас. Только в нижнем ряду, позже получившем название «местного», да еще в киотах вдоль северной и южной стен были оставлены иконы старые, находившиеся в соборе, возможно, с тех времен, когда Москва стала самостоятельным княжеством. Остались также и те иконы, что были привезены в разное время из других городов страны.

Присоединяя к Москве уделы и города, московские правители переносили в Успенский собор особо почитаемые местные иконы, как бы подчеркивая тем самым идею единения Руси. Успенский собор был главным храмом государства. Здесь проходило венчание государей на царство, церемонии бракосочетания царей, здесь избирался очередной глава русской церкви. В соборе служили торжественные молебны перед началом военных походов и после одержанных побед. Успенский собор был тесно связан со всеми важнейшими событиями в жизни страны.

Древнейшая из хранившихся в соборе икон, так называемая «Владимирская Богоматерь», была создана в конце XI — начале XII века. В свое время ее вывез из Киева во Владимир князь
Андрей Боголюбский. В 1480 году Иван III перенес икону в Москву, в Успенский собор. Как большую художественную ценность эту икону после Октябрьской революции передали в Государственную Третьяковскую галерею. Вместе с ней в галерею были переданы великолепные памятники новгородской живописи XII века — так называемое «Устюжское Благовещенье»77 и «Деисус», «Спас Нерукотворный» XII века из Владимира, «Де-исус» работы владимиро-суздальских иконописцев конца XII века, «Борис и Глеб на конях» московской школы XIV века. Но даже без этих произведений Успенский собор Московского Кремля остается по праву одним из интереснейших музеев древнерусской живописи.

Старейшими из хранящихся сейчас в соборе икон следует считать «Богоматерь Умиление» и поясное изображение юного воина Георгия, созданные в XII веке. Долгие годы скрытая массивным окладом конца XIX века потемневшая икона «Богоматерь Умиление» находилась в южном пристенном иконостасе собора. Только осенью 1965 года была сделана первая пробная расчистка. А когда были сняты четыре слоя позднейших записей, то открылось редкое произведение домонгольского периода. Построенная на сочетании голубого, красно-коричневого и золотого тонов, икона привлекает своей тихой красотой. По мнению специалистов, трогательный своей непосредственностью и искренностью образ Марии — древнейший среди известных русских икон такого типа.