Карта сайта

Музеи-соборы Кремля

Из Оружейной палаты наш путь лежит мимо Большого Кремлевского дворца, к центру Кремля, к Соборной площади.

Археологические раскопки позволяют высказать предположение, что внешний облик площади начал, видимо, формироваться еще в конце XII столетия. А в конце XV — начале XVI века площадь уже окончательно обрела свой теперешний вид. Три собора, Грановитая палата и звонница с колокольней Ивана Великого замыкают ее. Трудно определить главное здание в этом ансамбле. Смена точки обзора выделяет каждый раз новое строение и ставит в подчиненное положение все остальные. И вместе с тем существует определенная связь между всеми компонентами этой архитектурной «рамы». Это единство строится на динамичном равновесии зданий, соотнесенности их масштабов и пропорций.

В мае 1918 года в главном и старейшем из соборов — Успенском прошла последняя церковная служба. С того дня соборы по распоряжению Народного комиссариата просвещения навсегда стали памятниками русской архитектуры, русской истории, утратив свое культовое назначение.

В мае же 1918 года, в связи с распоряжением В. И. Ленина о реставрации кремлевских памятников, в Кремле создается Комиссия по сохранению и раскрытию произведений живописи. Так начинается советский период существования соборов, постепенно превращавшихся в музеи. Как и во всех музеях Советского государства, здесь развернулась деятельная работа. Постепенно на основе новых научных данных разрабатывался и принципиально новый историко-художественный подход к показу произведений древнерусского искусства.

С тех пор как в 1955 году соборы Кремля открылись в качестве музеев для всеобщего обозрения, замечательные произведения старинной живописи зажили второй жизнью.