Карта сайта

Оружейная палата - 35 - Именно в эти годы коллекции Палаты ...

Именно в эти годы коллекции Палаты пополнились из бывшего дворцового имущества произведениями русского и западноевропейского прикладного искусства XVIII—XIX столетий. Расположенные в хронологическом порядке, они как бы демонстрировали развитие и смену художественных стилей на протяжении двух столетий. Научный и художественный интерес представляли две небольшие, но очень характерные коллекции — изделия лучших французских золотых и серебряных дел мастеров XVIII — начала XIX века и произведения знаменитой в конце прошлого — начале нынешнего столетия ювелирной фирмы Фаберже.

Русский двор, стремившийся затмить роскошью и богатством дворы европейские, в большом количестве заказывал знаменитым парижским мастерам письменные и туалетные приборы, табакерки, коробочки, вазы, столовую посуду новых форм. Особенно показателен так называемый Орловский сервиз, созданный знаменитыми серебряниками Ретье, Леандриком и Шарве-лем под наблюдением и руководством скульптора Э. Фальконе, будущего автора «Медного всадника».

Фирма Фаберже, основанная в 40-е годы XIX века в Петербурге, к концу столетия достигла всеевропейской известности. К началу XX века в мастерских фирмы работало уже около пятисот специалистов-ювелиров73. И все они в первую очередь выполняли заказы правителей Романовых и придворной знати. Платина, золото, драгоценные камни, цветные эмали в руках талантливых мастеров превращались в изящные безделушки, сувениры, украшения. Естественно, что во всех произведениях находила свое отражение мода тех десятилетий, но вместе с тем художники фирмы всегда очень умело подчеркивали красоту драгоценного камня: его цвет, огранку, шлифовку. Фаберже первым в России стал использовать для ювелирных изделий уральские самоцветы и поделочные камни.

Многие из вновь поступивших в Палату вещей имели неприглядный вид, были попорчены, поломаны, побиты, порваны. Для их восстановления и консервации при музее были созданы специальная мастерская по реставрации тканей и кабинет по реставрации произведений из металла. Много позже, в 1960 году, все небольшие лаборатории и группы были объединены в специальный отдел реставрации — комплекс мастерских, где возвращают первозданный облик произведениям древнерусской живописи, тканям, изделиям из металла, дерева, кости. Сотни уникальных памятников XII—XIX веков вошли в научный обиход и стали известны людям благодаря труду реставраторов.
Сильно увеличившееся музейное собрание требовало и со вершенно новой постоянной экспозиции. Специально созданному в июне 1922 года Ученому совету музея предстояло решить основные принципы показа и размещения собранных в Палате произведений. Эта нелегкая работа длилась почти два года и лишь к концу 1924 года была завершена. Музей декоративного искусства, а именно так называлась тогда Оружейная палата, открыл первую советскую постоянную экспозицию для всеобщего обозрения. В первый же год после открытия музей посетило восемь тысяч человек, а в 1927 году в его залах побывало двадцать пять тысяч посетителей.

Вместе с ростом популярности музея продолжали расти и его коллекции. Так, в 1928 году в Палату поступил серебряный византийский кувшин с рельефными изображениями девяти муз. Кувшин, изготовленный, по-видимому, в Константинополе около 400 года, был найден в 1918 году близ деревни Большой Каменец Курской области. Творение неизвестного византийского серебряника и по сей день является древнейшим экспонатом музея.

В 1931 году из Переславля-Залесского был передан замечательный памятник древнерусского ювелирного искусства середины XII века — церковная чаша для причастия — потир. Потир хранился в Спасо-Преображенском соборе, заложенном великим князем Юрием Долгоруким в 1152 году. На полусферической широкой чаше среди резных изображений деисусного чина помещен святой Георгий — соименной святой Долгорукого. Именно это изображение, а также и то, что сам город был основан князем Юрием и по его повелению был заложен собор, позволяет утверждать, что потир выполнен по специальному заказу Долгорукого, с именем которого связано первое летописное упоминание Москвы.