Карта сайта

Оружейная палата - 34 - Крупным художественным центром ...

Крупным художественным центром, имеющим свое определенное лицо, становятся кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой в 80—90-е годы XVI века. Произведения этих лет отличаются высоким мастерством, тонким художественным вкусом их исполнителей и подчеркнутым использованием дорогих материалов—золотой нити, жемчуга, драгоценных камней. Это особенно заметно при сравнении более древних произведений шитья с покровцем-сударем— вкладом Ирины Годуновой в Архангельский собор Кремля «по царе Федоре Иоанновиче».

Типичным памятником середины XVII века, когда усиливается стремление к пышности и узорочью, является икона «Богоматерь Владимирская». От изобилия золотной нити, которой шит весь фон, одежды и нимбы, икона своим блеском напоминает металлическую. А многообразие техники прикрепа нити порождает сложные геометрические узоры, подобные резным и чеканным орнаментам на золотой и серебряной посуде этой поры.

Из Патриаршей ризницы и соборов в Палату поступило большое число русских и византийских икон в окладах и оправах, представляющих порой чудо ювелирного искусства. Особо примечательны византийские иконы-камеи, вырезанные в X—XIV веках. Привлекает внимание икона XI века на стеатите с изображением покровителя воинов Дмитрия Солунского. Существует предание, что икону эту с поздравлениями в честь победы на Куликовом поле прислал Дмитрию Донскому византийский император Иоанн V. Из ризницы в музей поступила великолепная панагия XII века из двуслойного агата с резным изображением распятия. Оправа камеи выполнена из золотой скани с драгоценными камнями и украшена эмалью пастельных тонов. На обороте подробная надпись о том, что сия панагия была возложена царем Федором Иоанновичем и царицей Ириной 26 января 1589 года на первого русского патриарха Иова в день его поставления.

Хранились в Патриаршей ризнице еще две большие камеи из византийского трехслойного оникса. На одной из них неизвестные, по предположению исследователя М. М. Постниковой, русские мастера XVI века вырезали изображение Богоматери Оран-ты, типа Мирожской XII века. На второй — Христа. Третья, схожая с ними, камея с изображением Иоанна Предтечи также из трехслойного оникса находилась в Оружейной палате. Камеи, хранившиеся в ризнице, были украдены в 1918 году вместе с другими ценностями, но в конце 1960-х годов волею случая найдены и переданы в музей.

Kpaxia драгоценностей из Патриаршей ризницы и несколько других более мелких хищений из Кремлевских собраний специально обсуждалась весной 1919 года на заседании ЦК РКП(б) в присутствии В. И. Ленина 70.

По предложению Ф. Э. Дзержинского были приняты дополнительные меры по охране культурных и художественных сокровищ Кремля.

23 марта 1919 года VIII съезд партии единогласно принял резолюцию, в которой говорилось: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров»

Через год после съезда на первом этаже Палаты открылась выставка русских эмалей. Это была первая общедоступная подлинно научная выставка Оружейной палаты. А через несколько месяцев на втором этаже открылась еще одна выставка — ткани, шитье и одежды XVIII века.

Пока посетители знакомились с первыми временными выставками советского музея, в задних залах, сплошь заставленных ящиками из Эрмитажа, шла напряженная работа. Ее не прерывали даже зимой, когда температура в помещениях опускалась до пяти градусов мороза. Вплоть до весны 1923 года специальная комиссия просматривала, отбирала для музея и описывала художественные произведения из бриллиантовой кладовой Эрмитажа и из ризниц упраздненных монастырей 72.