Карта сайта

Оружейная палата - 32 - Вскоре преступники были задержаны ...

Вскоре преступники были задержаны и часть сокровищ возвращена. Из различных тайников изъяли большое количество бриллиантов, драгоценных камней, жемчуга, золотых и серебряных вещей. Оставшиеся произведения начали упаковывать и уже «13 февраля 1918 года были приняты... в Оружейную палату от Патриаршей ризницы 11 закрытых и запечатанных... корзин... заключающих в себе различные предметы из Ризницы»65. Передача в Оружейную палату драгоценных вещей, принадлежавших ранее церкви, продолжалась потом еще в течение долгого времени.

Среди переданного была коллекция старинных церковных облачений из редчайших средневековых тканей Ирана, Византии, Италии. Русские художники (знаменщики), вышивальщицы и портные превращали эти ткани в одежды, пелены, чепраки, являвшиеся произведениями искусства. Художественный облик вещей (покрой, шитый узор, украшение жемчугом или «золотым» кружевом) был исключительно самобытным, национальным.

Древнейшим в этом собрании тканей является светло-синий атлас с широкими золотыми полосами из Византии начала XIV века. В 1322 году из этого атласа был сшит саккос для митрополита Петра, первого главы русской церкви, переехавшего в Москву.

Большой интерес как великолепные произведения искусства и как своеобразные памятники русской внешней политики начала XV века представляют для нас одеяния московского митрополита Фотия, руководившего русской церковью с 1409 по 1431 год. Так называемый малый саккос митрополита выполнен из темно-синего византийского атласа середины XIV века. Волочеными золотыми и серебряными нитями на нем искусно вышиты изображения различных святых и религиозных праздников. Среди них справа в третьей сверху арке изображен московский митрополит Петр, причисленный к лику святых в 1339 году. Возможно, что саккос был специально украшен шитьем в середине XIV века в благодарность за помощь, оказанную Москвой византийскому императору Иоанну Кантакузину в его борьбе за престол.

Бол ьшой саккос Фотия связан с другим, еще более важным событием в русско-византийских отношениях. В 1411 году великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, выдал свою дочь Анну за будущего византийского императора Иоанна Палео-лога. Вероятно, драгоценный саккос был прислан как свадебный подарок зятя тестю. По синей ткани волоченым золотом и серебром вышито более ста изображений святых и композиций христианских праздников. И среди них — неожиданно портретные изображения живущих людей: митрополита Фотия, великого князя Василия, его жены Софьи Витовтовны, Анны и ее мужа. Причем надписи рядом с изображением московского князя исполнены на русском языке.

Прекрасный памятник византийского шитья был позднее в Москве дополнительно украшен: все изображения обнизали по контуру жемчугом. Это придало саккосу еще большее великолепие, но, увы, снизило его художественную ценность 66.

Искусство шитья жемчугом, столь излюбленное на Руси, достигло в XVII столетии наибольшего совершенства. Шитье жемчугом, или низанье, как его называли, считалось исключительно женским делом.