Карта сайта

Оружейная палата - 27 - Строительные работы были завершены ...

Строительные работы были завершены в 1810 году. И перед взором москвичей предстало чуть вытянутое по горизонтали двухэтажное здание, украшенное художником Замараевым. На карнизе здания — скульптурные изображения великих русских полководцев и политических деятелей. На стенах— барельефы со сценами отечественной истории. А в центре — «оружие и закон ограждают путь к Святилищу славы наших предков» 48.

Но сразу разместить вещи в новом помещении не удалось. Пока раскручивалась огромная бюрократическая машина, наступил 1812 год. И из ворот Кремля потянулись на восток десятки подвод с древними сокровищами Мастерской и Оружейной палаты. Сначала все ценности перевезли в Коломну, а оттуда уже в Нижний Новгород.

Новое здание музея вместе с другими кремлевскими строениями изрядно пострадало осенью 1812 года от страшных пожаров и бесчинств наполеоновских мародеров. Многое пришлось восстанавливать заново, и реставрационные работы затянулись на годы. Лишь в 1814 году памятники русской истории и искусства, вернувшиеся с берегов Волги, стали размещать в новом, специально для них отстроенном здании. По описаниям первого путеводителя в новом помещении музея было семь просторных выставочных залов. На первом этаже — два. В левом стояли старинные кареты. В правом поначалу хранился архив, а через несколько лет сюда перенесли модель неосуществленного Большого Кремлевского дворца, выполненную В. И. Баженовым по собственному проекту. Ее уже тогда оценивали в шестьдесят тысяч рублей. (Модель сейчас хранится в Музее русской архитектуры, в помещении бывшего Донского монастыря.)

Поднявшись на второй этаж по нарядной лестнице, посетитель оказывался в первом зале, где было выставлено древнерусское оружие. Направо от него размещались залы второй и третий, налево — четвертый и пятый. Во втором зале была собрана старинная золотая и серебряная посуда, посольские дары и уцелевшие личные вещи царей. Третий зал отвели под государственные регалии, троны и коронационные одежды. В четвертом зале также размещалось оружие и посольские дары. В пятом зале экспонировались сокровища Конюшенной казны.

Однако посещение нового музея было не каждодневным. Сохранилась докладная начальника Кремлевской экспедиции князя Юсупова от 1827 года: «По принятому прежде обыкновению в летние месяцы бывает открыта Оружейная палата и желающие входят с билетами для сего сделанными» 49. Возможно, что подобные сезонные ограничения были введены из-за сложностей с гардеробом и отоплением залов в зимнее время.

В 1822 году музей получает редкостный подарок: произведения русского искусства XII века — княжеские бармы, найденные крестьянином Ермолаевым на месте Старой Рязани. Пять больших золотых медальонов с цветными камнями и эмалевыми изображениями соединены ажурными золотыми бусинами в одну цепь. На трех средних медальонах в рамке из тончайшей золотой скани изображены Богоматерь, св. Варвара и св. Ирина. Рядом с цепью были найдены еще два медальона с изображением князей Бориса и Глеба. Видимо, этот клад был запрятан в момент нападения татар на город, да так и остался на шесть столетий лежать в земле. «В настоящее время ученые склонны видеть во всех этих изделиях произведения рязанской ювелирной школы (начало XII в.), так как подобные вещи нигде не встречались»50.

Особое внимание стал уделять музею Николай I. Оружейная палата представлялась ему важным учреждением в системе воспитания верноподданических взглядов и убеждений в непоколебимости царской власти. А хранившиеся в музее памятники старины являлись наглядными свидетелями могущества и силы дома Романовых. Именно поэтому в начале 1830-х годов по велению императора в Оружейную палату передаются детские зимние и летние возки Петра I, польская карета начала XVII века, в которой патриарх Филарет (отец Михаила Федоровича) вернулся в Москву в 1619 году из польского плена, колымага Бориса Годунова, подаренная ему английским королем Яковом I в 1603 году, а также ряд карет императрицы Елизаветы Петровны венской работы XVIII века и зимний возок, в котором Елизавета Петровна приехала в 1741 году в Москву на коронацию. Возок напоминает поставленный на полозья небольшой вагон с четырьмя дверьми и десятью окнами.

Тогда же из Петербурга, из хранилища, созданного еще Петром I, в музей было переслано собрание русского оружия начала XVIII столетия — боевые, охотничьи ружья, карабины, пистолеты.