Карта сайта

Оружейная палата - 23 - Столь же интересны и великолепны ...

Столь же интересны и великолепны своим узорочьем изделия Вяткина, Алферьева и многих других, увы, безвестных мастеров. Почти каждое ружье или каждая пара пистолетов, а они создавались именно парами, свидетельствуют о высочайшем мастерстве, технической грамотности и отменном художественном вкусе умельцев палаты. Двуствольные ружья и пистолеты, ружья, заряжающиеся с казенной части, конструкции удаоных замков — все удостоверяет, что русские оружейники не только не отставали от Западной Европы, но кое в чем порой и опережали ее. И не случайно русские цари с гордостью демонстрировали иностранцам свою коллекцию огнестрельного оружия.

Историку И. Е. Забелину удалось определить, что первоначально здание Оружейной палаты находилось против Потешного дворца (на месте теперешнего Дворца съездов). На основе документов он восстановил внутренний вид помещения, где хранились наиболее ценные и почитаемые предметы — своеобразный первоначальный музей. «Для помещения драгоценной оружейной брони и другой различной казны или всяких дорогих предметов в этом здании была отделена особая, более других обширная палата. . . Она была украшена стенописью, а для размещения сохраняемого оружия в ней по местам стояли «рундуки» с «гребнями» наверху...»35. Судя по документам, стеклянные окна хранилища были расписаны красками, а на стенах висели: картина «Цесари римские на конях», знамя с изображением четырнадцати гербов разных государств, «чертеж всего света», «чертеж Московскому государству, великому княжеству Литовскому, Малой Руси до Свийского государства от Москвы до Риги», портрет Алексея Романова работы Симона Ушакова. В нарядно убранную палату приводили послов и знатных иноземцев, чтобы продемонстрировать им богатства и великолепие доспехов, холодного и огнестрельного оружия. Таким образом уже к 60—70-м годам XVII столетия при Оружейной палате сложился первоначальный своеобразный музей, послуживший впоследствии основой для музея теперешнего.

В последние десятилетия XVII века производственная деятельность кремлевских мастерских начинает резко сокращаться. А в основных хранилищах — Казенном дворе, Мастерской палате, Конюшенной казне и Оружейной палате — отчетливо выделяется круг вещей для постоянного сбережения. Правда, названные места средоточия царского имущества и посольских даров далеко не исчерпывают перечень всех кладовых и тайников, в которых хранились отдельные высокохудожественные и ценные изделия. Имелись еще Патриаршая казна и ризницы кремлевских соборов, содержавшие десятки и сотни высоко художественных предметов русского прикладного искусства. Впоследствии все они влились в состав теперешней коллекции музея. Но основу все же составили фонды четырех главных и крупнейших хранилищ, история которых до конца XVII века была вкратце прослежена выше.