Карта сайта

Оружейная палата - 12 - Готовя «наряд Большой казны», иноземные мастера ...

Готовя «наряд Большой казны», иноземные мастера полностью подчинились требованиям и вкусам заказчика. Полусферическая золотая тулья нового венца окружена типично русскими прорезными «городками». На тулье укреплены ажурные запоны — небольшие золотые медальоны с драгоценными камнями посередине. «Городки» и запоны помимо самоцветов украшены белой, голубой и зеленой эмалью. А среди чеканных трав, вьющихся по самой тулье, разбросаны многочисленные изумруды, алмазы, рубины, сапфиры, жемчуг. Все это нарочитое многоцветье и пышное узорочье полностью отвечало новым московским вкусам и должно было, по мнению заказчиков, свидетельствовать о богатстве и мощи новой царствующей династии.

«Яблоко государево» представляет собой золотой шар, разделенный пояском на две равных половинки и увенчанный сверху высоким крестом. Верхнее полушарие в свою очередь разделено на четыре части. В каждом сегменте — чеканное изображение из жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя. И держава и скипетр, состоящий из трех соединенных столбиков, обильно украшены цветными камнями и эмалью.

Судя по сохранившимся до наших дней и опубликованным в 1844 году записям о каждодневных «выходах государей, царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича» 22 к середине XVII столетия существовало уже пять венцов и барм различных степеней.

В зависимости от значительности посла или предстоящего торжества царь надевал ту или иную шапку. Ей соответствовали и бармы — от торжественных белых атласных, украшенных золотом и драгоценными камнями, до простых синих и фиолетовых, лишь расшитых золотой и серебряной нитью.

Характерно, что каждый правитель или обновлял регалии своего предшественника, или заказывал новые. Так, в 1657 году Алексей Михайлович повелел константинопольскому мастеру Ивану Юрьеву изготовить новые державу, скипетр, посох и бармы из золота с драгоценными камнями и эмалью преимущественно изумрудного цвета. Только за шесть больших золотых медальонов для барм мастеру заплатили восемнадцать тысяч триста двадцать пять рублей золотом. Хотя самый талантливый кремлевский ювелир не зарабатывал более сорока рублей в год. Английский посол Чарльз Карляйль, побывавший на приеме в Кремле в 1664 году, писал: «Мы были поражены при виде такого блеска и великолепия. Действительно это преисполнило нас восхищения, и блеск драгоценностей. . . нас ослепил так сильно, что мы почти потерялись среди этого бесподобного сияния света и славы. . .» 23. И этот непрерывный рост роскоши и пышности двора проходил одновременно с кровавым подавлением народного восстания в Москве, с карательными экспедициями против измученных голодом и поборами крестьян.

В 1682 году для венчания на царство сразу двух братьев — соправителей, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, срочно изготовили «шапку Мономаха второго наряда». По форме она точная копия древнего венца, но тулья у нее гладкая, украшенная лишь камнями и жемчугом.