Карта сайта

Оружейная палата - 11 - Второй венец — так называемая ...

Второй венец — так называемая «шапка Казанская». С ней, как и с шапкой Мономаха, связано много легенд. Вероятнее всего, она была изготовлена в честь покорения Казанского ханства в 1552 году, и не исключена возможность, что создавали ее прославленные казанские ювелиры, вывезенные Иваном Грозным в Москву. Произведение это несет в себе и черты восточной работы и типично русские, московские мотивы.

Основа венца — чуть вытянутая золотая тулья — украшена тонким вычурным резным и черневым орнаментом, исполненным с подлинно восточным изяществом. В то же время тулью опоясывают три ряда ажурных фасонных кокошников — «городков», столь распространенных и в русской архитектуре и в русском прикладном искусстве. Посредине каждого «городка» — большая жемчужина, или голубая бирюза, или розовый альмандин. Подбор камней характерен для восточных изделий. Золотую шапк/ венчал густо-красный камень — китайская шпинель. В 1627 году ее заменили большим желтым топазом, а шпинель впоследствии использовали для венца царя Ивана Алексеевича.

По шапке Казанской можно судить о великолепии пяти утраченных венцов. Не случайно посол императора Максимилиана II канцлер Ян Кобенцль, посетивший Ивана IV в январе 1576 года, восторженно писал: «В минувшем году видел я короны, или митры, святейшего нашего господина в замке святого Ангела. . . Видел корону и все одеяние короля католического. . . видел многие украшения короля Франции и его императорского величества как в Венгерском королевстве, так и в Богемии и других местах. Поверьте же мне, что все сие ни в малейшей степени сравниться не может с тем, что я здесь видел» 20.

Несмотря на страшную нищету и разорение в стране после польского и шведского нашествий, первой заботой царя Михаила Федоровича стало изготовление новых, соответствующих его положению регалий или, как их тогда называли, «наряда Большой казны» (такое название родилось, возможно, потому, что Казенный двор, где хранились регалии, в XVII веке подчинялся приказу Большой казны). После долгих сборов золота и драгоценных камней, возможно, в 1627—1628 годах иноземные ювелиры кремлевских мастерских изготовили «государев Большой наряд» 2'. Исключительный по роскоши и ценности «наряд» включал венец, бармы или, как их называли, «диадима» — оплечье, украшенное запонами с драгоценными камнями и изображениями святых, и специальное одеяние — платно. Не исключено, что скипетр был выполнен на Западе и привезен в подарок московскому царю, а происхождение державы пока точно не установлено.

Церемония торжественного вручения скипетра при венчании на царство появилась в России, видимо, в годы Федора Иоан-новича, последнего наследника дома Калиты. Держава как русская царская регалия впервые упоминается в заметках датского посланника Якоба Ульфельда, приезжавшего в Москву в 1575 году. На всех приемах послов «яблоко государево» — держава — лежало на особой серебряной подставке рядом с царем. Бармы, или «диадима», заимствованы у Византии. На Руси их надевали князья при торжественных выходах. Древнейшие, хранящиеся сейчас в музее, относятся к XII веку, но о них речь будет идти дальше. Как царская регалия впервые упоминаются они в 1498 году. Начиная с Ивана IV, бармы входят в официальный царский наряд вплоть до XVIII века.