Карта сайта

Оружейная палата - 10 - 21 июля 1605 года в Московский Кремль ...

21 июля 1605 года в Московский Кремль в сопровождении великой и пышной свиты въехал русским царем Лжедмитрий. И в тот же день началось разбазаривание сокровищ Казенного двора. По словам историка Н. Карамзина, самозванец «месяца в три издержал более семи миллионов рублей» 17.

Золотую и серебряную утаарь перечеканивал на деньги царь Василий Шуйский в годы войны с крестьянским вождем Иваном Болотниковым, Но самый большой урон кремлевским сокровищницам был нанесен во время польского нашествия в 1610— 1611 годах. В грамоте Земского собора 10 марта 1613 года польскому королю Сигизмунду III говорится: «. . .а царскую казну, многое собранье и с давних лет прежних великих государей наших, царей российских, и их царские утвари, царские шапки и коруны и их царское всякое достояние и чудотворные образы к вам отослаша, а достальную царскую казну. . . пограбя, по себе разделили» 18.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГАЛИИ. Как непременный атрибут венчания на царство передавался от государя к государю так называемый филофеевский крест, впервые упомянутый в духовной грамоте 1428 года великого князя Василия, сына Дмитрия Донского. По существующему преданию крест или, как его иногда называли, икона, привезен митрополитом Алексеем в 1354 году от константинопольского патриарха Филофея великому князю Ивану, отцу Дмитрия Донского. Небольшой деревянный ящичек окован позолоченным серебром и украшен тонко прочеканенными медальонами и фигурами святых целителей — Кира, Пантелеймона, Косьмы и Дамиана. Крест создан византийскими мастерами в XII веке.

Из письменных источников известно, что еще Иван Калита благословил на царство своего старшего сына золотой шапкой. Об этой шапке упоминает в своей духовной грамоте в 1462 году и Василий II. В 1498 году Иван III венчает ею на царство внука Дмитрия, считая, очевидно, необходимым подчеркнуть силу централизованной власти и возросшую мощь Русского государства, сбросившего татаро-монгольское иго. С этого момента золотая шапка становится символом высшей государственной власти. При Василии III рождается легенда, будто бы прислал золотую шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху византийский император Константин Мономах. Правда, Константин умер за пятьдесят лет до того, как Владимир стал киевским князем, но не исключено, что шапку могли прислать в дар из Константинополя и после смерти императора. Легенда эта всячески поддерживалась, ибо она как бы подтверждала версию о преемственности власти русских князей и царей от византийских императоров. Начиная с 1498 года этой шапкой, получившей название «шапка Мономаха», венчались на царство почти все русские цари до Петра I.

К началу XVIII столетия в царской казне сохранилось семь царских венцов. Уцелели из них только два: шапка Мономаха и шапка Казанская.

Древнейшая часть шапки Мономаха — тулья — составлена из восьми золотых пластин, каждая из которых напоминает продолговатый равнобедренный треугольник с отсеченной вершиной. По краям пластин имеются дырочки, сквозь которые подшивалась к ним изнутри матерчатая основа. Все пластины украшены очень сложным сканым узором из тончайшей золотой проволоки. Специалисты считают, что пластины были изготовлены восточным ювелиром примерно в конце XIII — начале XIV столетия. Верхний колпачок с крестом, драгоценными камнями и жемчугом был добавлен в XVI веке. Первоначально шапка имела жемчужные и золотые подвески 19. Потом ее опушили собольим мехом. Шапка Мономаха — уникальное произведение искусства. Характер орнамента и тонкость работы свидетельствуют о том, что местом ее рождения могла быть Византия.